Программа развития МОУ СОШ № 4 им. П.В. Лобанова, пос. Верхнестепной Одаренные дети 2020-2025 г.г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
МОУ СОШ № 4 им. П.В. Лобанова, пос. Верхнестепной
на 2020-2025 гг.
Учреждение

Наименование
Программы
Руководитель
программы
Разработчик
Программы
Кем
утверждена
программа
Заказчики
Программы
Исполнители
Программы
Основания
для разработки
Программы

Муниципальное
общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№ 4 имени Героя труда Ставрополья П.В.
Лобанова», пос. Верхнестепной, Степновского
муниципального округа
Ставропольского края
Программа «Одарённые
дети» (2020-2025 гг.)
Директор
Заместители
Решением
№ 1

директора школы
педагогического совета

от

31.08.2020

Родительская общественность, педагогический
коллектив, социум
Администрация ОУ, педагогический
коллектив ОУ, ученический коллектив,
родительская общественность.
Федеральные нормативно-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации;
- Указ
Президента Российской Федерации от
21.07.2020
№
474
«О
национальных целях
развития Российской Федерации на период до
2030 года»;
- Федеральный
закон от 29.12.2012 года №
273-ФЗ
«Об
образовании
в Российской
Федерации»;
Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие
образования»,
утвержденная постановлением Правительства
Российской Федерации от 26.12.2017 года
№ 1642.
Национальный
проект
«Образование»,
утвержденный
президиумом
Совета
при
Президенте
Российской
Федерации
по
стратегическому
развитию
и
национальным
проектам (протокол от 24.12.2018 г. №16);
Концепция
общенациональной
системы
выявления
и
развития
молодых
талантов,
утвержденная Президентом
РФ 3 апреля 2012
4
г. приказом № 827.

Нормативно-правовые акты Ставропольского
края:
Приказ
министерства
образования
Ставропольского края от 30 июня 2020 года
№
736-пр
«Об
утверждении
Концепции
выявления, поддержки и развития способностей
и
талантов
у
детей
и
молодежи
Ставропольского края;
- План мероприятий по реализации Концепции
выявления, поддержки и развития способностей
и
талантов
у
детей
и
молодежи
Ставропольского края на 2020 - 2025 годы».
Срок
действия
Программы
Этапы
реализации
Программы

Концепция

Основная цель

Основные
задачи

2020-2025 гг.
2020-2021 гг. - подготовительный этап
2021-2023 гг.
- 1 этап: организационнодиагностический
2023-2024 гг. - 2 этап: внедренческий
2024-2025 гг.
- 3 этап: обобщающеаналитический
Работа с одарёнными и способными детьми,
их поиск, выявление и развитие должны стать
одним
из
важнейших
аспектов
деятельности
педагогического
коллектива
школы. Выявление
одаренных
детей
должно
начинаться
уже
в
начальной
школе
на
основе
наблюдения,
изучения
психологических
особенностей,
речи,
памяти,
логического
мышления.
Диагностика
одаренности должна служить не целям отбора,
а
средством
для
наиболее
эффективного
обучения и развития одаренного ребенка.
Создать
условия
для выявления,
поддержки
и
развития одаренных детей,
их
самореализации,
профессионального
самоопределения
в
соответствии со способностями.
Выявление и отбор как собственно одаренных
и талантливых детей, так и способных, создание
условий для
развития творческого потенциала
личности таких школьников.
Разработка
научно-методического
обеспечения
диагностики, обучения
и
развития
одаренных
детей. Создание базы данных ОД в рамках
Программы.
Внедрение
в
учебный
процесс
интерактивных
технологий.
Развитие
сферы
дополнительного
образования,
удовлетворяющего
потребности, интересы детей и социума.
Подготовка
и
повышение
квалификации

кадров
Приоритетные
направления
программы
Ресурсное
обеспечение
реализации
программы
Ожидаемые
результаты
программы

Объём и
основные
источники
финансирования
программы
Управление
программой

по

работе

с одаренными

детьми.

Создание условий для оптимального развития
детей с высоким творческим
потенциалом,
привлечение их к научно-исследовательской
деятельности.
Основными ресурсами для реализации Программы
являются:
.
кадры, их высокий уровень мотивации и
профессионализма;
.
инновационный (использование современных
педагогических технологий).
– Увеличение количества одарённых детей,
адекватно проявляющих свои интеллектуальные
или иные способности.
– Повышение
качества
образования
и
воспитания школьников в целом.
– Положительная
динамика
процента
участников
и
призеров
конкурсов,
олимпиад, фестивалей, творческих выставок,
соревнований различного уровня.
– Создание
комплекса
благоприятных
условий,
обеспечивающего формирование
и
развитие личности, важнейшими качествами
которого станут инициативность, способность
творчески
мыслить
и
находить
нестандартные
решения,
умение
выбирать
профессиональный
путь,
готовность
обучаться в течение всей жизни.
– Создание
творческого
педагогического
коллектива,
участвующего
в
планировании
и разработке программ.
Выполнение программы обеспечивается за счет
бюджетных и
внебюджетных средств:
• спонсорской помощи;
Управление реализацией
дети»
на
2020-2025
администрацией школы.

Программы «Одарённые
гг.
осуществляется

Пояснительная записка
Программа
«Одаренные
дети»
разработана
с
учетом
современной системы образования МОУ СОШ № 4 им. П.В.
Лобанова, пос. Верхнестепной, в соответствии с программой
развития образовательного учреждения и является основой для
работы
с
одаренными
детьми.
Программа
направлена
на
эффективное
выявление
и
развитие интеллектуально-творческого
потенциала личности ребенка
и
помощь особо одаренным
детям, обучающимся
в школе с учетом
внедрения ФГОС
второго и третьего поколения.
Программа «Одаренные дети» содержит алгоритм действий
педагогов,
социальнопсихологической
службы
школы,
администрации.
Выявление,
поддержка,
развитие
и
адаптация
одаренных
детей
в
социуме
становятся
одной
из
главных
задач
современного образования.
Проблема
одаренности
обычно
решается
путем
создания
специальных школ для одаренных и талантливых детей или
специальных классов для одаренных. Но и
существуют другие
решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для
него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга
обычных
сверстников,
создав
условия
для
развития
и
реализации его выдающихся возможностей.
Понятия
«детская
одаренность»
и
«одаренные
дети»
определяют
разные
подходы
в
организации
педагогической
деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и
задача
педагогов
состоит
в
раскрытии
интеллектуальнотворческого потенциала каждого ребенка. А с другой стороны,
существует
категория
детей,
качественно
отличающихся
от
сверстников, и соответственно, требующих организации особого
обучения, развития и воспитания.
Способный,
одаренный
ученик
–
это
высокий
уровень
каких-либо
способностей человека.
Этих
детей
не
нужно
заставлять
учиться,
они
сами
ищут
себе
работу,
чаще
сложную, творческую.
Одаренность
бывает
художественной
(музыкальнохудожественной),
психомоторной
(спортивная),
академической
(способность
учиться),
интеллектуальной
(умение анализировать,
мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Главным результатом школьного образования должно стать
его соответствие целям опережающего развития, определенные
ФГОС.
Основной
задачей
должно
стать воспитание
молодых
людей,
обладающих
нестандартным
мышлением,
склонных
к
5

научным
исследованиям,
тех,
кто
будет
готов
заниматься
внедрением
результатов этих исследований в жизнь.
С
целью
выявления
способных,
мотивированных
и
одарённых детей, педагогом - психологом школы проводится
ежегодное тестирование и диагностическое исследование среди
обучающихся 2-11 классов по:
- измерению уровня интеллектуального развития (Приложение
1);
- карта интересов (опросный лист);
- изучение тревожности,
мотивации и самооценки
в
рамках адаптивности обучающихся к школе;
- анкетирование «отношение к школе»;
- анкетирование
«ОУ глазами родителей и обучающихся»;
анкетирование
отношение
к
учебным
предметам
изучение лидерских качеств «Я - лидер».
По
итогам
диагностических
наблюдений
и
исследований
проводится следующая работа:
- составляется
мониторинговая карта;
- разрабатывается
база
данных
детей,
определяется
группа
одарённых
и мотивированных детей.
Мотивация обучающихся к учебной деятельности в школе
создается за счёт:
- внедрение
в учебно- воспитательный
процесс
личностно
ориентированных технологий обучения и воспитания;
- применение информационно - коммуникативных технологий;
- разработка для обучающихся индивидуальных маршрутов;
- организация
научно
исследовательской
деятельности
обучающихся
(участие
в
конкурсах,
олимпиадах,
проектах,
конференциях и т.д.);
- профессиональная
компетентность
учителя
как
одно
из
важнейших средств мотивации;
- применение личностно - ориентированной подхода, с учётом
индивидуализации;
- привлечение специального дополнительного образования.
Также
продолжается
работа
по
выявлению
творческого
потенциала обучающегося. Педагогами школы уделяется внимание
средне и слабоуспевающим обучающимся наряду с сильными.
Продолжается
работа
совместно
с
социально-психологической
службой
школы
поиск
путей
мотивации
средне
и
слабоуспевающих
для
привлечения
их
к
творческоисследовательской
деятельности.
Дополнительное
образование
вносит
существенный
вклад
в
образовательный
процесс,
в
воспитание и оздоровление всех обучающихся и вся система
6

внеурочной
занятости
детей,
сложившаяся
в
нашем
образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная
жизнь
стала
для
них
интересной
и
полезной,
а
сама
школа привлекательней.
Ежегодно отслеживаются итоги участия детей школы в
конкурсах, предметных олимпиадах различного уровня и активно
привлекаются все ученики школы
к участию в них.
Кроме этого, ребята активно вовлекаются в научно –
проектную
деятельность,
принимают
участие
в
олимпиадах
различного уровня, акциях по презентации проектов, конкурсах
муниципального,
регионального
и
всероссийского
масштаба,
выставках, фестивалях, спортивных соревнованиях.
Ответственность
и
профессионализм,
забота
педагогического коллектива о будущем детей являются гарантом
реализации программы.
С целью решения проблемы при работе с одарёнными
детьми педагогическим коллективом школы за эти годы выбраны
следующие элементы действий:
•
проводятся нестандартные уроки, деятельностная
форма
обучения;
•
ведется
работа
с
дополнительной
литературой,
обдумывание
и
размышление, высказывание
своего
мнения,
нестандартные задания;
•
организуется выставка творческих работ одаренных детей;
•
обеспечивается
связь
базового
и
дополнительного
образования: организация
факультативов,
работа кружков
по
различным видам деятельности;
•
проводятся
ежегодные
научно
исследовательские
конференции
в
школе
и общеразвивающие
традиционные
мероприятия школы различной направленности.
Школой
на
сегодняшний
день
достигнуты
неплохие
результаты,
которые
являются
стимулирующим
ресурсом
в
работе с одаренными детьми.
Так же в школе сформировалось стойкое убеждение, что
диапазон
включенности
ребенка
в
творческую
деятельность
обеспечивает его благополучное развитие. Увеличивается процент
из года в год вовлеченности детей во внеурочную работу.
Неизменным
в
работе
с
детьми
у
педагогов
школы
остается задача формирования у ребенка чувства успешности.
Таким образом, у нас есть одаренные дети и педагоги,
способные с ними работать, необходимая база, но отсутствует
механизм
взаимодействия
для
более
успешной
работы.
Сложность заключается и в специфике работы с одарёнными
детьми.
7

Очевидна
необходимость
привлечения
внимания
всего
педагогического коллектива школы, родителей обучающихся и
общественности к проблеме одарённости, поиска дополнительных
ресурсов
и
возможностей
для
оптимизации
этого
важного
направления
в
деятельности
школы.
Все
выше
сказанное
привело
к
необходимости
разработать
и
приступить
к
реализации
в школе
программы «Одарённые дети» 2015-2020
гг.,
которая
за
время
своего
существования
претерпела
некоторые
изменения
и
нуждалась
в
доработке
и
усовершенствовании.
Таким образом, программа «Одарённые дети» на 2020-2025
гг.
позволит
систематизировать
эту
деятельность,
а
также
поднять её на более качественный уровень.
Общая характеристика одарённости
Каждый человек по своему талантлив, у каждого есть
значительный творческий потенциал. Но возможность творить это не талант, а умение, которое каждый может в себе
выработать. Способность к творчеству, к созиданию является
признаком одарённости. Формы проявления способностей могут
быть разные: явная, скрытая одарённость.
Отличительной чертой одарённости ребенка, при наличии у
него
высокой
восприимчивости
к
учению
и
творческих
проявлений,
является
ярко
выраженная,
доминирующая
потребность
в
самом
процессе
умственной
деятельности
и
удовольствие от умственного труда.
По
своей
сути
большинство
детей
талантливы, беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема
«нераскрытости»
детей
заключается
в
том,
что
воспитание
в
семье не
всегда
помогает
раскрыться
личности
ребенка,
а
система
образовательного процесса в
школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка.
Учебный процесс
в
Так что же такое одарённость?
Одарённость — это системное, развивающееся в течение
жизни
качество психики,
которое
определяет
возможность
достижения
человеком
более
высоких
(необычных,
незаурядных)
результатов
в
одном
или
нескольких
видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется
яркими, очевидными, иногда
выдающимися
достижениями
(или
имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности.
8

общ

Различают следующие виды одарённости:
и

-

нтеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального
развития. Такой ребёнок поражает своими рассуждениями, в
которых проявляется развитое не по годам мышление, он
отличается
наблюдательностью,
прекрасной
памятью,
разносторонней любознательностью;
а

-

кадемическая - проявляется в овладении конкретными учебными
предметами. Ребёнок отличается глубиной, лёгкостью, быстротой
продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в
других областях он может ничем не выделяться и даже быть
слабее своих сверстников;
т

-

ворческая
одарённость
(креативность)
способность
человека
изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные
фантастические идеи. Ребёнок находит новые решения, получает
оригинальные
результаты;
отличается
изобретательностью,
независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития
воображения;
х

-

удожественная
является
разновидностью
творческой
одарённости, её следствия;
– высокие достижения человека в области художественного
творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке,
скульптуре;
актерские
способности.
Художественно
одарённый
ребенок
проявляет
незаурядные способности в любой из этих
областей;
социальная
успешность
человека
в
общении,
в
межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к
новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и
взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди
ровесников,
в
контактах
с
ними
часто
берёт
на
себя
инициативу, становится лидером, организатором;
п

-

сихомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями
человеческого тела. Ребёнок проявляет интерес к деятельности,
требующей
развития моторики, точности,
ловкости
движений,
двигательной координации. Он, как
правило, физически развит,
хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных
двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение
бросать и ловить предметы).
Таким
образом,
многогранность
и
сложность
явления
одарённости
определяет
целесообразность
существования
разнообразных
направлений,
форм
и
методов
работы
с
9

одарёнными
детьми.
Одарённым
детям,
независимо
от
области проявления одарённости, свойственны:
–
уровень развития способностей;
–
высокая степень обучаемости;
–
творческие проявления (креативность);
–
мотивация - огромный интерес, активность, увлеченность
деятельностью в области одарённости ребенка.
Актуальность

разработки

Программы

Стратегией
развития
образования
определена
цель
повышение
доступности
качественного
образования,
соответствующего
требованиям
инновационного
развития
экономики региона, современным потребностям общества.
Школьное образование, традиционно считавшимся основным,
не
решает
своей
главной
задачи.
Оно
не
может
обеспечить
ребенка
гарантией
того,
что
уровень
полученного
им
образования
достаточен
для
дальнейшего
обучения и успешной реализации
в разнообразных сферах
деятельности
своих
способностей.
Школа
гарантирует
лишь
некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной
жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения
данной проблемы, используя весь арсенал системы основного
общего
и
среднего
общего
и
дополнительного
образования.
Данная
программа
«Одарённые
дети»
соответствует
целям реформирования образования
в
России,
идеалам
его
гуманизации,
поскольку
она
содействует
реализации творческого потенциала детей, обеспечивает условия
для саморазвития обучающихся, для повышения их мотиваций
к
познанию
и
самовоспитанию.
При
этом
в
школе
возникает особая форма организации обучающей деятельности,
нацеленная
на
обоснование
принципиально
новой
системы
образования
детей
повышенного
уровня
обучаемости,
на
определение
парадигмы
развивающего вариативного образования
для одарённых детей.
Концепция программы
Работа
с
одарёнными
и
способными
детьми,
их
поиск,
выявление
и
развитие должны
стать
одним
из
важнейших
аспектов
деятельности
педагогического
коллектива
школы. Основной упор сделан на то, что выявление одаренных
детей должно начинаться уже в начальной школе на основе
наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,
логического мышления. Ни одна из форм работы не может
10

являться
самоцелью
и выступать в отрыве
от других.
В
частности, диагностика одаренности
должна служить
не целям
отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и
развития одарённого ребенка.
Цель
программы:
создание
условий
для
выявления,
поддержки и
развития одарённых детей, их самореализации,
профессионального
самоопределения
в
соответствии
со
способностями.
Основные направления программы
1. Нормативно-правовое:

обеспечивает нормативно-правовую базу,
деятельности,
права и социальную поддержку

контроль и анализ
одаренных детей.
2. Диагностическое: проведение диагностики одарённых детей,
формирование пакета
диагностических
методик
для
выявления
одаренности, создание банка данных «Одарённые и талантливые
дети».
Принципы организации диагностики:
– принцип долговременности;
– принцип использования тренинговых методов и заданий;
– принцип комплексного оценивания;
– принцип участия различных специалистов.
Диагностическое обследование может быть поделено на четыре
этапа:
– Этап
предварительного
поиска
(сбор
предварительной
информации о ребенке).
– Оценочно-коррекционный
этап
(уточнение,
конкретизация
информации, полученной на этапе поиска).
– Этап самостоятельной оценки.
– Этап заключительного отбора. Изучение методик диагностики
детской одарённости
психологами, учителями и родителями и
их
применение
в
практической
деятельности
–
основное
направление работы с одарёнными детьми.
3. Психолого-педагогическое:
включает
в
себя
практическую
диагностико - прогностическую и психологическую деятельность.
4. Мотивационное:
создание
научного
общества
учащихся;
методическое сопровождение научного общества школьников.
5. Кадровое
направление: повышение
квалификации
педагогов
на
разных
уровнях;
организация
постоянно
действующего
семинара для педагогических работников.
Принципы реализации программы:
1. Принцип

социальной

обусловленности
11

и

непрерывного

обновления целей, содержания и методов обучения одаренных
детей.
Данный
принцип
предполагает
подготовку
личности
одаренного
ребенка
к
вхождению
в
современное
мировое
сообщество,
реализацию
социального
заказа
образованию
на
формирование и развитие
базовых компонентов
социокультурных
компетенций.
2. Принцип
единства, преемственности целей, содержания и
методов
воспитания
и
обучения,
обеспечивающий
единое
образовательное пространство, целостность образовательной системы
для одарённых детей.
3. Принцип
индивидуально-личностной
ориентации,
право
на
самореализацию,
самобытность,
автономию,
свободное
развитие,
что
является
основным
критерием
успешного
образования
и
развития одарённого ребенка.
4. Принцип единства деятельностного и творческого подходов
к
содержанию
и
организации
процесса
педагогической,
психологической и социальной поддержки одарённых детей.
Кадровое обеспечение
Подготовка педагогических кадров по выявлению, обучению и
развитию одаренных детей занимает одно из ключевых мест в
работе с одаренными детьми, является необходимым условием
претворения
в
жизнь
программы
«Одарённые
дети».
Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с
одарёнными детьми, имеет свою специфику, которая выражается
в наличии следующих компонентов:
– психолого-педагогические
знания,
умения
и
навыки,
являющиеся
результатом
активного
усвоения
психологии
и
педагогики одарённости;
– профессионально
значимые
личностные
качества
педагогов:
высокий
уровень
развития
познавательной
и
внутренней
профессиональной мотивации; стремление к личностному росту.
Участники реализации программы
Руководители:
администрация школы;
Творческая группа:
учителя, педагоги дополнительного образования;
педагог - психолог;
социальный педагог школы.
Участники:
обучающиеся школы;
12

родители.
Требования, которые необходимо предъявлять к
учителю, работающему с одаренными детьми:
Учитель должен быть:
- творческим, способным к инновационной деятельности;
- увлечён своим делом;
- способным
к
экспериментальной,
научной
и
творческой
деятельности;
- профессионально грамотным;
- владеть современными педагогическими технологиями;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом,
воспитателем
и умелым организатором
учебновоспитательного процесса.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять
содержание образования;
- стимулировать познавательные способности обучающихся;
- работать
дифференцированно,
осуществлять
индивидуальный
подход и консультировать обучающихся;
- принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность
и всего класса;
- отбирать и готовить материалы для коллективных
творческих дел.
Формы работы с одарёнными детьми:
– групповые занятия с одаренными обучающимися;
– предметные кружки;
– внеурочная деятельность;
– конкурсы;
– проектная и исследовательская деятельность;
– участие
в олимпиадах,
конкурсах,
фестивалях,
конференциях.
Стратегия работы с
I этап:

одарёнными

выставках,

детьми

аналитический
выявление
одаренных
детей,
активизация урочной и внеурочной деятельности как единого
процесса, направленного на развитие познавательных способностей
обучающихся.
II этап: диагностический
- на этом этапе проводится
13

индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и
способностей
ребенка
через
различные
виды
деятельности:
учебную
и
внеклассную.
Содержание
работы
с
одарёнными
обучающимися определяется в рамках каждой из
учебных
дисциплин.
Содержание
учебного
материала
должно
настраивать
обучающихся
на
непрерывное
обучение,
процесс
познания должен быть для таких детей самоценным.
III этап:
формирование,
углубление
и
развитие
способностей обучающихся - старшее звено школы является
особым
образовательным пространством,
в рамках которого, с
одной
стороны,
завершается
выполнение
обществом
его
обязательной функции по формированию социально-адаптированной
личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная
переориентация
доминирующей
образовательной
парадигмы
с
преимущественной
трансляцией
системы
ЗУНов
к
созданию
условий
для
становления
комплекса
компетенции,
которые
рассматриваются
как
способности
человека
реализовать
свои
замыслы
в
условиях
многофакторного
информационного
и
коммуникационного пространства.
Сроки и этапы реализации Программы 2020-2025 гг.
2020-2021 годы:

подготовительный

этап.

1 этап (2021-2023): организационно – диагностический.
Цель:
выявление
одарённых
детей,
формирование
системы
работы
с
одаренными
обучающимися
и
воспитанниками в школе.
Задачи:
– изучение нормативной базы, подзаконных актов;
– разработка программы работы с одаренными обучающимися
и воспитанниками;
– проведение
олимпиад,
конкурсов,
фестивалей,
выставок
детского творчества;
– изучение
материально-технических,
педагогических
условий
для успешной реализации программы.
Создание:
• банка данных по одаренным детям;
• банка творческих работ обучающихся и воспитанников;
• банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
• рекомендаций по работе с одаренными детьми.
Организация:
• выявление одарённых детей;
• системы дополнительного образования;
• внеклассной работы по предмету;
14

• индивидуальных занятий

с одарёнными детьми.

2
этап (2021-2023 годы): внедренческий (практический)
Цель: апробация системы работы с одарёнными обучающимися.
Задачи:
– диагностика склонностей обучающихся и воспитанников;
– разработка психолого-методических рекомендаций по работе
с одаренными детьми, материалов для проведения классных
часов, викторин, праздников, конкурсов, конференций, фестивалей;
– проведение
олимпиад,
конкурсов,
фестивалей,
выставок
детского творчества;
– систематизация мероприятий по работе с одарёнными детьми;
– формирование отдела методической библиотеки школы по
работе с одарёнными детьми;
– адаптация
учебных
программ,
факультативов,
элективных
курсов;
– повышение квалификации педагогов.
3

этап

Цель:

(2023-2025

годы):

подведение

обобщающе-аналитический
итогов
работы
одарёнными
детьми.

Задачи:
– анализ итогов реализации программы;
– коррекция затруднений педагогов в реализации
создание портфолио одарённых детей;
– обобщение результатов работы школы.

с

программы;

Предполагаемые

результаты и оценка результативности
программы.
1. Создание
образовательной
среды,
способствующей
успешности
ученика
через проявления
его
способностей
и
сохранение физического и психического здоровья.
2. Увеличение количества обучающихся на начальном этапе
обучения, имеющих высокие достижения в олимпиадном движении
и конкурсах различного уровня.
3. Развитие
потенциала
учителя
в
части
компетентного
выявления и сопровождения одарённых детей школы.
Механизм реализации программы
- Программа

развития,
годовые
планы
образовательные
программы,
образовательные
направлениям развития:
15

работы
школы,
проекты
по

- Образовательная программа школы;
- Информационно-образовательная среда школы;
- Программа «Одаренные дети» МОУ СОШ №

4

им.

П.В.

Лобанова. пос. Верхнестепной на 2020-2025 гг.;
- План воспитательной работы школы;
- Профессиональный стандарт педагога;
Выполнение
мероприятий
по
реализации
Программы
«Одарённые дети» планируется осуществлять в рамках годовых
и перспективных планов Программы. Для организации работы
по
выполнению
этапов
реализации
программы,
проведения
планируемых мероприятий и оценки их эффективности, приказом
директора
школы
создана
творческая
группа
по работе
с
одарёнными детьми.
Направления

работы по реализации программы

• Разработка

учебных
и
дополнительных
контрольного, тестового
материала

образовательных
для
одаренных

программ,
детей;
• диагностика - как неотъемлемая часть развития интеллекта,
его исходное начало;
• создание благоприятных условий для реализации творческого
потенциала одарённых детей;
• развитие
творческих
способностей
обучающихся
и
воспитанников;
• поощрение
и
стимулирование
дальнейшей
творческой
деятельности
обучающихся
и воспитанников;
• организация
методической
работы
с
учителями,
воспитателями по реализации данной программы (Приложение 2).
Стимулирование и поощрение интеллектуальной и
творческой деятельности одарённых детей
Создание
в
школе
постоянно
действующих
стендов,
посвященных
победителям
и призерам олимпиад,
конкурсов, соревнований и фестивалей различного уровня.
2.
Выносить
на
публичное
слушание
поощрение
успехов
обучающихся
(линейки,
молнии- объявления,
сайт
учреждения, пресса и т.д.).
3.
Награждение
почётными грамотами отличников учебы
по итогам года.
4.
Отмечать заслуги родителей в воспитании одарённых
детей на родительских и школьных собраниях.
1.

16

Образовательные и социальные риски при реализации
программы «Одарённые дети»
– Неправильное

или
неадекватное
выявление
одарённости
ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее
проявлявший способности в избранной им деятельности, может
не
достигнуть
высоких
результатов.
И,
как следствие,
не
оправдать возложенных на него надежд. В результате у него
может
сформироваться
заниженная
самооценка,
а
проявления
истинной одарённости снизятся;
– рост
и
углубление
социальной,
интеллектуальной
и
педагогической
пропасти
между
«одарёнными»
и
«обычными»
школьниками,
невнимание
к
последним.
Это
приведет
к тому,
что
потенциально
одарённые
дети,
чью
одарённость в силу обстоятельств не удалось выявить, не
смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в
число одарённых;
– в результате неправильных действий в рамках программы
«Одарённые
дети»
может
произойти
снижение
социального
престижа
и
значимости
данной
работы
среди
родителей,
педагогов и учащихся школы.
Ожидаемые конечные результаты при реализации
программы
– увеличение

количества
одарённых
детей,
адекватно
проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
- повышение ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся;
– повышение качества образования и воспитания школьников
в целом;
– положительная динамика процента участников и призеров
конкурсов,
олимпиад,
фестивалей,
творческих
выставок,
соревнований различного уровня;
– повышение уровня
психолого-педагогической
компетентности
всех участников образовательного процесса, имеющих отношение
к работе с одарёнными;
– создание
комплекса
благоприятных
условий,
обеспечивающего формирование и развитие личности.
Работа с родителями
Знают ли родители об индивидуальных особенностях и
склонностях своих детей? Готовы ли они поддержать искру
любознательности, развить высокую познавательную активность в
своём ребёнке? К сожалению, не всегда. Поэтому работа с
17

одарёнными детьми в школе, без тесного контакта с родителями
невозможна и малоэффективна.
Практическая работа может решаться через:
1.Анкетирование
родителей
с
целью
оказания
психологопедагогической
помощи
при обучении и воспитании ОД.
2.Чтение научно-популярных
циклов лекций по проблемам
развития одарённых детей.
3.Подбор научной и практической литературы для родителей.
4.Организация обучения
детей в системе дополнительного
образования.
Одарённым
детям
иногда
бывает
довольно
трудно
адаптироваться
к
условиям
обучения
в
массовой
школе.
Причины
этого
и
пути
устранения
психологического
дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями
ученика, т.к. такой ребенок и в семье
не
всегда
имеет
психологическую
поддержку
и
возможность
реализовать
свои
потенциальные возможности.
При организации работы с одарёнными детьми следует:
- учитывать
характер
семейных
отношений
и
развитие
эмоционально - волевых качеств;
- создавать
условия
для
освоения
родителями
способов
формирования у ребёнка положительной «Я - концепции», как
важнейшего
условия
полной
реализации
интеллектуальных
возможностей одарённого ребенка;
- оказывать помощь в создании соответствующего семейного
микроклимата.
Развитию
одаренности
детей
способствуют
высокие
познавательные
интересы
самих
родителей,
которые,
как
правило, не только заняты в сфере своей профессии, но и
имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с
ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их
общении
часто
представлена,
так
называемая
совместная
познавательная деятельность — общие игры, совместная работа
на
компьютере,
экскурсии,
походы,
активное
обсуждение
любимых героев литературных произведений. Таких родителей с
детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе
которых
между
ними
возникают
устойчивые
дружеские
отношения.
Задача каждого учителя - разработать систему рекомендаций
для родителей по воспитанию, развитию и обучению, оказанию
психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных
и одарённых детей (Приложение 3).
Родители
обязаны развивать
в
своих
детях
следующие
личные качества:
- уверенность;
18

- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в
окружающих;
- интеллектуальную и творческую любознательность;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию и
терпению;
- привычку
опираться
на
собственные
силы
и
готовность
нести
ответственность
за
свои поступки;
- умение
помогать
находить
общий
язык
и
радость
в
общении
с
людьми
всех
возрастов, рас,
образовательных
уровней.
Родители создадут прекрасные условия для развития этих
качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют,
что они ценят то, что хотят привить ребёнку в моральном,
социальном или интеллектуальном плане;
они
точно
рассчитывают
момент
и
степень
реакции
на
потребности ребёнка;
они опираются на собственные силы и позволяют ребёнку
самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую
задачу, которая ему под силу (даже если сами могут сделать
все быстрее и лучше);
- они практически не оказывают давления на ребёнка в его
школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в
случае
необходимости
или
предоставить
дополнительную
информацию в сфере, к которой ребёнок проявляет интерес.
Мероприятия
№
п/п
1.

2.

3.

4.

по

реализации
дети»

программы

Содержание деятельности

«Одарённые

Ответственны
е исполнители
I. Организационное и функциональное обеспечение
Подготовительный этап:
Заместитель
Обсуждение
программы
«Одарённые директора по УВР
дети».
Внесение
предложений
по
корректировке.
Разработка
и
корректировка
Заместитель
плана
работы
с одарёнными
директора по УВР
детьми.
Заместитель
директора по
УВР, руководитель
творческой группы
Приказ о создании творческой группы Директор школы
по работе с одарёнными детьми.
Разработка положения о
одарёнными детьми.

работе с

19

Сроки
исполнения
программы
2020-2021
уч. год

2020-2021 уч.
год
(подготовительный этап)
2020 г.

Март 2020 г.

Подготовка диагностических материалов Педагог-психолог
(анкеты для родителей, тесты для
обучающихся и воспитанников, карты
наблюдений
и
др.).
Изучение
интересов
и
склонностей
обучающихся:
уточнение
критериев
всех видов одарённости.
6. Выявление
одарённых
детей. Заместитель
Составление Банка данных одарённых директора по
и талантливых детей.
УВР, педагогпсихолог
7. Утверждение индивидуальных
Заместитель
программ обучающихся по предметам директора по
с ОД.
УВР, педагоги
школы
8. Методическая
помощь
в
Руководитель
организации работы с одарёнными
творческой группы
детьми.
Консультации:
 по вопросам планирования;
 разработке программ;
 по
внедрению
технологий
в
УВР;
 по
методике
работы
с
творческими детьми.
9. Координация действий учителей,
Руководитель
работающих с одарёнными
творческой группы
обучающимися.
10. Комплектование школьной
Библиотекарь
библиотеки и методического
кабинета учебно-методической,
научно-методической, психологопедагогической литературой
11. Оснащение
кабинетов необходимым
Директор,
оборудованием
завхоз
5.

Обеспечение условий для
систематического повышения
педагогического мастерства
учителей через обучающие
вебинары, курсы повышения
квалификации.
II. Организация
учебного
процесса
1. Переход на новые образовательные
стандарты второго поколения

Директор, педагоги

12.

2.

по

Разработка и реализация
индивидуальных программ для
одарённых детей.

2020-2021 уч.г.
(подготовительный этап)
2020-2025

гг.

2020-2021 уч.
год
(подготовительный этап)

Ежегодно
Ежегодно

2020-2025

гг.

2020-2025

гг.

реализации
программы
Заместитель
2020директора по УВР
2025 уч. год

Руководитель
творческой
группы, педагогпсихолог,
педагоги

20

2020-2021 уч.
год
(подготовитель
ный этап)

2020-2025

гг.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

10.

Внедрение в образовательный
процесс
педагогических
технологий:
- здоровьесбережения;
- информационно-коммуникационных
технологий;
- индивидуального и
дифференцированного обучения;
- проблемно–деятельностного подхода;
- проектно–исследовательской
деятельности и др.
Организация работы по развитию
творческих способностей обучающихся
(внеурочная
деятельность).
Включение в уроки нестандартных
заданий, способствующих развитию
логического мышления и творческого
воображения обучающихся.
Проведение школьного этапа
Всероссийской олимпиады
школьников
Проведение школьных предметных
недель.

Руководитель
творческой
группы, педагоги

Руководитель
творческой
группы, педагоги
Педагоги

Заместитель
директора по
УВР, педагоги
Заместитель
директора по
УВР, руководитель
твор- ческой
группы
Участие в дистанционных
Заместитель
мероприятиях обу чающихся (n-line
директора по
олимпиады, конкурсы, дистанционные УВР,
руководитель
олимпиады).
творческой
группы, педагоги
Руководитель
Участие одаренных обучающихся в
творческой
предметных олимпиадах.
группы, педагоги

2020-2025

гг.

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

2020-2025

гг.

2020-2025

гг.

2020-2025

гг.

11.

Участие в муниципальных и
региональных конкурсах и фестивалях

Руководитель
творческой
группы, педагоги

2020-2025

гг.

12.

Организация и проведение школьных
конкурсов чтецов, авторов, проектов,
творческих и исследовательских
работ, выставок, рисунков, фестивалей.

Заместитель
директора по
ВР, педагоги,
Руководитель
творческой группы

2020-2025

гг.

13.

Организация
и
проведение
Международных
Интернет –
олимпиад, конкурсов,
творческих
работ,
проектов.

Заместитель
директора по
УВР, педагоги,
Руководитель
творческой группы

2020-2025

гг.

21

14.

15.

16.

17.

Награждение
победителей
школьных,
районных, региональных и
Всероссийских
олимпиад.
Сбор
информации
и
систематизация традиционных Интернет
– олимпиад, конкурсов и др.
Создание
условий
для
реализации проектно-исследовательской
деятельности в
учебновоспитательном процессе.
Формирование
системы
работы
по проектно- исследовательской
деятельности.

18.

Подготовка учителей к ведению
научно-исследовательской
деятельности с обучающимися.

19.

Организация работы по развитию
мышления, специальных способностей
одаренных
детей
на
основе
индивидуальных
программ,
являющихся
средством
коррекции
развития.

Администрация
школы
Заместитель
директора по
ВР, педагоги,
Администрация
школы
Заместитель
директора по
УВР, руководитель
творческой
группы по работе
с ОД
Заместитель
директора по
УВР, ответственные
Педагог-психолог,
педагоги

Ежегодно

2020-2025

гг.

2020-2025

гг.

Ежегодно

2020-2021

гг.

в течение 20202025 гг.

Организация воспитательной работы по реализации программы

2.

Создание педагогически
целесообразной структуры
ученического самоуправления,
соуправления.
Привлечение актива
к реализации
общественно- значимых дел, к
активной внеурочной
деятельности.

3.

Организация кружковой работы
(дополнительное образование,
внеурочная деятельность)

4.

Проведение ежегодных конкурсов
фестивалей по плану работы

5.

Осенний и весенний
легкоатлетический кросс. Соревнования
по ОФП
Тематические выставки,
рисунков, поделок, коллажей

6.

7.

Дни

и

здоровья.

22

Администрация,
заместитель
директора по ВР

2020-2025

гг.

Администрация,
заместитель
директора по
ВР.
Администрация,
заместитель
директора по
ВР.
Заместитель
директора
по ВР
Учителя
физкультуры

2020-2025

гг.

2020-2025

гг.

2020-2025

гг.

Заместитель
директора по
ВР, педагоги
Заместитель
директора по ВР,
учитель
физкультура

Ежегодно
Ежегодно
По плану
работы

II. Развитие спортивной одарённости. Вооружение обучающихся
знаниями о человеческой природе,

о значимости движения
в жизни человека.
1 Участие в муниципальных и
2020-2025 гг.
Заместитель
директора по ВР,
региональных
соревнованиях
руководитель
(по графику).
творческой группы
по работе с ОД,
учитель
физической
культуры
2
Проведение классных часов,
2020-2025 гг.
Заместитель
посвященных организации
директора по ВР,
здорового образа жизни.
руководитель
творческой группы
по работе с ОД,
учитель
физической культуры
V.
Воспитание
трудолюбия.
Побуждение
личности
обучающегося
к
качественному
выполнению
деятельности
выбору
способов
ее
осуществления.
1
Участие в акциях «Экологический
2020-2025 гг.
Заместитель
субботник»
директора по
ВР, руководитель
творческой
группы по работе
с ОД, педагоги

VI.
1.
2.

3.

4.
5.

6.

Учитель в системе реализации программы

Создание условий для
систематического повышения
мастерства учителей.
Освоение и внедрение в практику
организации УВП компетентностного
подхода.

Администрация
школы
Руководитель
творческой
группы по работе
с ОД, учителя
Библиотекарь,
педагог-психолог

Организация изучения научнопопулярной, психолого-педагогической
литературы по
ра боте с ОД.
Организация педагогических и
Педагог-психолог
психологических консультаций для
учителей.
Директор школы
Разработка системы стимулирования
учителей, работающих с одарёнными
детьми.
Заместители
Проведение «мастер – классов»
директора по
с участием творчески
УВР и ВР,
работающих учителей (по
руководитель
отдельному плану).
творческой
группы по работе
с ОД
23

Ежегодно
2020-2025

гг.

2020-2025

гг.

Ежегодно
Ежегодно

2020-2025

гг.

7

Подготовка и систематизация
материалов в помощь классным
руководителям, работающим с
одарёнными детьми.
Организация творческих отчётов о
деятельности кружков по интересам.

Заместитель
директора по
ВР

Постоянно

Заместитель
директора по
ВР
Проведение родительских собраний (по Заместитель
плану)
директора по
ВР,

2020-2025

гг.

2020-2025

гг.

VII. Совершенствование работы
методического объединения
руководителей.
1
Разработка программ по
Заместитель
реализации ФГОС (внеурочная
директора по
деятельность).
ВР
2
Участие в конкурсах разработок
Заместитель
педагогических программ классных
директора по ВР
часов.
3
Разработка, изучение, использование
Заместитель
в работе локальных актов,
директора по
способствующих безопасности про
ВР
ведения школьных мероприятий.

классных

8.

9.

Постоянно
2020-2025

гг.

2020-2025

гг.

2020-2025 гг.
Расширение методической
Заместитель
подготовки классных руководителей
директора по
через регулярные заседания МО
ВР, учителя
классных руководителей.
VIII. Расширение
информационного
пространства
обучающихся
и
включение
их в
совместную деятельность в освоении этого пространства.
1
Работа школьного сайта.
Отв. за сайт
2020-2025 гг
Освещение событий школы.
IX. Методическое обеспечение программы
1. Разработка методических рекомендаций Заместители
Ежегодно
по работе с ОД
ди- ректора
2. Сбор и подготовка аналитической
Руководитель
2020-2021 уч.г.
информации:
творческой
2021-2022 уч.г.
- формирование и своевременное
группы по работе
2022-2023 уч.г.
пополнение базы данных ОД;
с ОД,
2023-2024 уч.г.
- отчёт по реализации
2024-2025 уч.г.
индивидуальных планов работы с
ОД;
- мониторинг результативности работы
с ОД
3. Оказание методической помощи
Постоянно
Заместитель
в создании индивидуальных
директора по ВР,
руководитель
программ учителям и педагогам
творческой
дополнительного образования,
группы
по работе
работающим с ОД
с ОД
4. Пополнение методического
Заместитель ди2020-2025 уч.г.
обеспечения учебных предметов в
ректора по УВР,
соответствии с требованиями новых
руководитель
4

24

5.
6.

7.

руководящих документов в области
базового и дополнительного
образования,
учебно-воспитательных
планов и разработанных рабочих
программ
Организация курсовой подготовки
педагогиче ских работников по
проблеме одаренности.
Сбор и систематизация материалов
по работе содарёнными детьми.

Обобщение опыта педагогов по
работе с ОД.

X. Социально –

твор- ческой
группы по
работе с ОД
Администрация
школы

Постоянно

Заместитель
директора по
ВР, руководитель
творческой
группы по работе
с ОД ,
библиотекарь
Заместитель
директора по
ВР, руководитель
творческой
группы по работе
с ОД

Постоянно

2020-2025

гг.

психологическое сопровождение одарённых детей

1.

Разработка рабочей программы
педагога – психолога с ОД

Педагог – психолог

подготовительны
й этап

2.

Организация серии занятий для
одарённых детей:
- «Развитие познавательных
процессов и навыков
общения»;
- «Развитие учебной мотивации,
нравственных качеств, самооценки»;
- «Я учусь учиться»;
-«Развитие исследовательской и
творческой мотивации»
Организация методической помощи,
индивидуального консультирования
одарённых детей.

Педагог – психолог

2020-2025

3.

Педагог –
психолог,
социальный

гг.

Постоянно

XI. Роль семьи в развитии одарённого ребенка и реализации
программы
1.

Организация консультаций для родителей с
психологом, социальным педагогом,
учителями

2.

Информирование родителей одарённых
детей по результатам достижений
учащимися определённого уровня
образования, развития творческих
способностей
25

Заместитель
директора по
УВР,
руководитель
творческой группы
по работе с ОД
Классные
руководители

2020-2025
гг.

Постоянн
о

Заместители директора, классные
руководители
Администрация
школы, классные
руководители

3.

Привлечение родителей к подготовке
школьных мероприятий различного направления

4.

Проведение родительских собраний
отдельному плану)

1.

Администрация
Оснащение кабинетов необходимым
оборудованием и ТСО
Пополнение учебных кабинетов материально- Директор школы,
техническим оборудованием в связи с
завхоз
введением ФГОС
Директор школы
Приобретение оборудования и технических
материалов для успешной реализации
программы «Одарённые дети»
ХIII. Ресурсное обеспечение программы
Комплектование школьной библиотеки и
Директор школы
методического
кабинета
учебнометодической,
научно-методической,
психолого-педагогической литературой по
данному направлению
Руководитель
Создание компьютерной базы данных по
творческой группы
программе «Одарённые дети»
по работе с ОД
Проведение опросов родителей, учителей и Классные
руководители,
учащихся о качестве проводимых
психолог
мероприятий по реализации программы
«Одарённые дети»
Директор школы
Материальное поощрение одаренных детей,
до бившихся высоких результатов в учебновоспитательной деятельности
ХIV.
Итоги реализации программы
Подготовка отчетов о работе с
Учителя, педагоги
одаренными детьми
дополнительного
образования,
организаторы
Разработка методических рекомендаций по
Творческая группа
работе с одаренными детьми
по работе с
одарёнными детьми
Обобщение и систематизация результатов
Заместитель
работы над программой «Одарённые
директора по ВР,
дети»
руководитель
творческой группы,
М/О, психолог,
педагоги

XII.

2.

3.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

Материально

–

(по

техническое

26

обеспечение

Постоянн
о
Ежегодно

программы
2020-2021
гг.
2020-2025
гг.
2020-2025
гг

2020-2025
гг.

Ежегодно
(подготовител
ь ный этап)
2020-2025
гг
Ежегод
но

Ежегодно
(май)

2020-2025
гг.
2020-2025
гг.

Список

литературы используемая литература
при разработке программы

Аргинская
И.И.
Изучение
развития
учащихся
учителем
(методические рекомендации для учителей начальных классов),
Москва, 1999 г.
2.
Ваганова
Д.Х.
Риторика
в
интеллектуальных
играх
и
тренингах.
М.,
«Цитадель», 1999 г.
3.
Концепция
творческой
одарённости.
Московская
психологическая школа: История и современность. Т.1. Кн.2.-М.:
Психология. Ин-т РАО; МГППУ, 2004 г. – стр.84-91.
4. Аннастази
А.
Психологическое
тестирование.
Кн.
2.
М.,
Педагогика, 1982, с. 32–35.
5.
Брюно
Ж.
Одаренные
дети:
психолого-педагогические
исследования и практика. Психологический журнал. 1995 г. №
4.
6.
Бондарчук
М.
М.,
Ковылина
Н.
В.
Биология.
Дополнительные
материалы
к
урокам
и
внеклассным
мероприятиям. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
7.
Одаренный ребенок. Научно-практический журнал № 1-5
2005 г.; № 1-5 2006 г.; № 1- 3 2007 г.;
8.
Руководство
практического
психолога:
Психическое
здоровье
детей
и
подростков в
контексте
психологической
службы. И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина. Под
редакцией И.В. Дубровиной – 4-е изд.,
стереотип. – М.:
Академия, 2000 г.
9.
Шамова
Т.И.,
Давыденко
Т.М.
Управление
образовательным
процессом
в
адаптивной
школе.
– М.:
Цент «Педагогический поиск», 2001 г.)
1.

Рекомендуемая литература для обучающихся
1.
Антипова
Л.,
Корнеева
Н.
Проекты
как
способ
организации
детской
жизни
Ханты- Мансийск.
ГУИПП
«Полиграфист» 2002 г.
2. Лейтес Н.С. Психология одаренных детей. М., 1996 г.
3.
Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.:
Международная педагогическая академия, 1994 г. 5.Лейтес Н.С.
Судьба вундеркиндов. Журнал “Семья и школа”. № 12, 1990
г.
Рекомендуемая
литература для
родителей
1.
.Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997 г.
2.
Одаренный
ребенок:
особенности
обучения.
Под
ред.
Н.В. Шумаковой. – М.: Про свещение, 2006 г.
3.
Степанов С.С.
«Психологический словарь для родителей»,
27

М., 1996 г. 4.Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 1999 г.
5. Клименко В. В. «Психологические тесты таланта. Харьков 1996
г.
6.
Богоявленская
Д.Б.,
Брушлинский
А.В.,
Бабаева
и
др.
«Рабочая
концепция
одарен ности»
под
редакцией
В.Д.
Шадриков, М., 1998 г.
7. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. «Одаренные дети». М., Прогресс,
1991 г.
8. Гильбух Ю.З. Внимание, одаренные дети. М., Знание, 1991г.

28

Приложение
МЕТОДЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ВОЗДЕЙСТВИЙ
РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

1

ПРИ

«Мозговой штурм». Для его реализации необходимо
найти
проблему,
которая
имеет
множество
решений.
Затем
поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей
и идей, которые приходят ему в голову — независимо от
того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить
не
качество
ответов,
а
их количество,
воздерживаться
от
критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.
Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма»
может
быть
наибольшее
количество
ответов,
затем
они
начинают поступать все реже — хотя именно эти последние
ответы
чаще всего бывают
наиболее
оригинальными.
Затем
поступившие
ответы
обсуждаются
—
с
точки
зрения
реализации.
2.
«Мягкое
соревнование»
реализуется
в
соответствии
со следующими правилами:
—
групповые соревнования следует использовать более
часто,
чем индивидуальные;
—
соревновательная деятельность не должна быть связана
с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.;
—
команды
должны
постоянно
перераспределяться
так,
чтобы
все
дети
имели
возможность
побывать
в
числе
победителей
и не было
постоянных
неудачников.
Критерии
оценки
деятельности
команд:
количество
идей
и
идеи,
отличающиеся от остальных.
3.
Сотрудничество
и
кооперация
дают
возможность
научиться
жить
в
группе.
Они
учат
взаимопониманию,
развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным
детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При
этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими
детьми.
4.
Неоценимая
деятельность. Суждение педагога, его
оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не
увидит другие возможные идеи или способы решения той
проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и
работы, сделанные другими.
1.

Приложение 2
29

Рекомендации

учителям

по работе

с

одарёнными

детьми

Начальные классы (I-IV классы):
•
Учителю не следует уделять слишком много внимания
игровому
обучению
с
ярко
выраженным
элементом
соревновательности.
Одаренный
ребенок
будет
чаще
всего
оказываться
победителем,
что
может
вызвать
неприязнь
соучеников
и
не
благоприятствует
созданию
атмосферы
всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
•
Учителю
следует
избегать
укрепления
перфекционистских
тенденций
в одаренном
ребенке,
перехваливая
лучшую
или
самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного
ребенка
за
прекрасные
индивидуальные
успехи,
а
лучше
поощрять совместные занятия с другими детьми.
•
Учитель
не
должен
возводить
одаренного
ребенка
на
пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других
учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а
неуместное
выпячивание
его
исключительности
достижений
рождает
чаще
всего
раздражение,
ревность
и
отторжение
вместо ожидаемой похвалы.
•
Учителю
следует
помнить,
что
в
большинстве
своем
одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные,
повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь
методистов,
чтобы
разнообразить
программу
с
учетом
потребностей высокоодаренных учеников.
Рекомендации психолога: как развивать творческие
способности у
детей
•
Подхватывай мысли учащихся и оценивай их тут же,
подчеркивая оригинальность, важность и т.п.
•
Усиливай
впечатлительность
детей
на
новое
в
его
области интересов
(животные, искусство, техника).
•
Поощряй
оперирование
предметами,
материалом,
идеями.
Ребенок пытается практически решать исследовательские задачи.
•
Учи
детей
систематической
оценке
каждой
мысли.
Никогда не отрицай, не отбрасывай ее.
•
Вырабатывай у учащихся терпимое отношение к новым
понятиям, мыслям.
•
Не
настаивай
на
запоминании
схем,
формул,
одностороннего решения, где имеется много способов.
•
Культивируй
творческую
атмосферу.
Учащиеся
должны
знать,
что творческие предложения, мысли, класс встречает с
признанием, принимает их, использует.
•
Учи детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно
30

фиксировать их в блокноте, в тетради.
•
Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно,
насмешливо.
Это
необходимо
предупреждать.
И
лучшим
способом является объяснение способному ученику,
что это
обычно, и развивать у него терпимость и уверенность.
•
Подбрасывай
интересные
факты,
случаи,
технические
и
научные идеи.
•
Рассеивай
страх
у
талантливых
детей,
вызываемый
произведениями
искусства. Рассказывай
об истории,
творческой
лаборатории художника, ученого и др.
•
Стимулируй и поддерживай инициативу и самостоятельность
учащихся, подбрасывай им проекты, которые могут увлечь.
•
Привязывай
талантливых
учеников
к
какой-либо
действительной проблеме,
что они носились с ней.
•
Создавай
проблемные
ситуации,
требующие
альтернатив,
прогнозирования, воображения.
•
Создавай
поочередно
периоды
творческой
активности.
Многие гениальные решения приходят в такие фазы.
•
Развивай критическое отношение.
•
Побуждай доводить начинания до логического завершения.
•
Воздействуй собственным примером.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми
Как
показывает
практика,
наиболее
эффективный
метод
взаимодействия
учителя
с
одаренным
ребенком
индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную
работу
с
материалом.
Учителю-предметнику
в
работе
необходимо:
- составить план занятий с ребенком, учитывая его склонности
(гуманитарные, математические, естественно-научные; музыкальные
и т.д.), психические особенности ребенка;
- определить
темы
консультаций
по
наиболее
сложным
вопросам;
- выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы
и т.д.) за определенные промежутки времени.
Ребенку предоставить:
•
название темы;
•
план изучения темы;
•
основные вопросы;
•
понятия и термины, которые он должен усвоить;
•
практические работы;
.
список необходимой литературы;
•
формы контроля;
•
задания для самопроверки.
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
•
предмет
31

дата и время консультаций
главные рассматриваемые вопросы
время работы с темой по программе
.
фактически
затраченное
время
(причины отклонений
от
сроков);
•
дополнительные вопросы, не предусмотренные программой.
Учителю
необходимо
быть
доброжелательным
и
чутким,
учитывать психологические особенности ребёнкa, поощрять его
творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой
прорaботке выбранной темы.
•
•
•

Приложение 3
32

Рекомендации

родителям по воспитанию

одарённых детей

Дайте ребенку время для размышления и рефлексии;
старайтесь
регулярно
общаться
со
специалистами
по
одарённости
и родителями одарённых детей,
чтобы быть в
курсе современной информации;
–
старайтесь развивать способности ребёнка во всех сферах.
Например, для интеллектуально одарённого ребенка были бы
очень полезны занятия, направленные на развитие творческих,
коммуникативных, физических и художественных способностей;
–
избегайте сравнивать детей друг с другом;
–
дайте ребёнку возможность находить решения без боязни
ошибиться. Помогите
ему ценить, прежде всего, собственные
оригинальные мысли и учиться на своих ошибках;
–
поощряйте
хорошую
организацию
работы
и
правильное
распределение времени;
–
поощряйте
инициативу.
Пусть
ваш
ребёнок
делает
собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся
материалов;
–
способствуйте
задаванию
вопросов.
Помогайте
ребёнку
находить
книги
или
другие
источники
информации
для
получения ответов на свои вопросы;
–
дайте ребёнку возможность получить максимум жизненного опыта;
–
поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных
областях;
–
не ждите, что ребёнок будет проявлять свою одаренность
всегда и во всем;
–
будьте осторожны, поправляя ребёнка. Излишняя критика
может
заглушить
творческую энергию и чувство собственной
значимости;
–
находите
время для
общения
всей
семьей. Помогайте
ребёнку в его самовыражении.
–
–

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».