ПСИХ-КОРР 3 КЛ

Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия»
предназначена для учащихся вторых классов с легкой степенью
умственной отсталости и разработана на основе следующих документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
 Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015
«Об утверждении Порядка и осуществлении образовательной
деятельности по основным образовательным программам - начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), от 19.12.2014 года № 1599.
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 22.12.2015 г. № 4/15).
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом
Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными
в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные
Главным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2010 г.,
зарегистрированными в Минюсте РФ 03.03.2011г., регистрационный
номер 19993.

Учебный план МОУ СОШ № 4 им. П.В. Лобанова пос. Верхнестепной

Адаптированная основная
общеобразовательная
программа
МОУ СОШ № 4 им. П. В. Лобанова 2023-2024 учебный год
В Международной классификации болезней (МКБ, 10-й пересмотр)
дается следующее определение умственной отсталости: «Умственная
отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики,
которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей,
проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень
интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных
способностей».
2

Исследования психологов и педагогов показали, что психическое
недоразвитие при умственной отсталости носит тотальный характер, охватывает
все сферы психики: сенсорную, моторную, интеллектуальную, эмоциональную,
личностную, что является определяющей характеристикой умственной
отсталости. В структуре психического дефекта у детей с умственной
отсталостью имеют место недостаточность в развитии гнозиса, праксиса,
эмоций, воли и других психических функций.
Важное значение для эффективности психологической коррекции
недостатков развития детей с легкой степенью умственной отсталости имеет, с
одной стороны, ориентация на сложные системно-структурные модели
психического недоразвития, с другой стороны – онтогенетические модели.
Многообразие и полиморфность психического недоразвития требует учета
всех факторов, определяющих дефект. Например, у детей с умственной
отсталостью вследствие экзогенных факторов в структуре психического
дефекта, кроме интеллектуальных нарушений могут наблюдаться выраженные
нейродинамические и аффективные нарушения. У детей с хромосомной
патологией нередко наблюдается повышенная заторможенность, инактивность
или, наоборот, бессмысленная активность, полевое поведение.
Определяющее значение в процессе развития ребенка с умственной
отсталостью имеет целенаправленная психокоррекционная работа, в основу
которой положены системно-деятельностный и дифференцированный подходы.
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в коррекционную
область учебного плана включены несколько обязательных коррекционных
курсов. Один из них - «Психокоррекционные занятия».
Данный курс не имеет аналогов в базисном учебном плане школ VIII вида,
и лишь отчасти повторяет содержание курса «Развитие психомоторики и
сенсорных процессов». Это и определило необходимость разработки программы
«Психокоррекционные занятия» для учащихся 2-3-х классов с легкой степенью
умственной отсталости в соответствии с требованиями ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Теоретической основой для создания данной программы явились научные
разработки о психологической коррекции недостатков развития детей с
ограниченными возможностями здоровья И.И. Мамайчук, А.А.Осиповой,
Г.В.Бурменской, О.В.Соколовой, исследования в сфере дефектологии и
психологии С.Я.Рубинштейн, М.С.Певзнер и др. В качестве методической
поддержки использовались различные программы по развитию психомоторики
и сенсорных процессов у умственно отсталых школьников.
Работа по данной программе проводится в рамках часов внеурочной
деятельности в форме специально организованных индивидуальных и
групповых занятий.
Цель реализации программы: коррекция нарушений сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов, эмоциональноволевой и личностной сферы для обеспечения успешной адаптации в учебной
деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушениями интеллекта.
3

1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)

Задачи реализации программы:
формирование учебной мотивации;
стимуляция и развитие сенсорно-перцептивных, мнемических и
интеллектуальных процессов;
гармонизация психоэмоционального состояния;
формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение
уверенности в себе;
развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;
развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в
семье, классе);
повышение социального статуса ребенка в коллективе;
формирование и развитие навыков социального поведения.

При разработке программы коррекционного курса «Психокоррекционные
занятия» для учащихся вторых классов с легкой степенью умственной
отсталости мы опирались на принципы, определяющие построение, реализацию
программы и организацию работы по ней:
 принцип комплексности психологической коррекции:
Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит
от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка;
 принцип единства диагностики и коррекции:
Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на
основе полной психологической диагностики как зоны актуального, так и
ближайшего развития ребенка;
 принцип личностного подхода:
Подход к ребенку как к целостной личности с учетом всей ее сложности и
всех ее индивидуальных особенностей;
 принцип деятельностного подхода:
Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка
умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по
совершенствованию психической деятельности, а как целостная,
осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему
его повседневных жизненных отношений;
 иерархический принцип психологической коррекции:
Психологическая коррекция должна строиться как целенаправленное
формирование
психологических
новообразований,
составляющих
сущностную характеристику возраста;
 казуальный принцип психологической коррекции:
Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура
дефекта определяют задачи и цели психологической коррекции.
Работа по данной программе осуществляется через психокоррекционный
комплекс, который включает четыре взаимосвязанных блока: диагностический,
коррекционный, оценочный и прогностический.
4

I. В диагностический блок входят диагностика психического развития

ребенка и диагностика окружающей его социальной среды (Приложение 1).
II. Реализация коррекционного блока предполагает непосредственную
коррекцию
нарушений
сенсорно-перцептивных,
мнемических
и
интеллектуальных процессов, эмоционально-волевой и личностной сферы
посредством занятий.
Направления работы, включенные в коррекционный блок:
1. Развитие ощущений и восприятий.
2. Развитие памяти.
3. Развитие мышления.
4. Развитие внимания.
5. Развитие воображения.
6. Развитие моторной сферы.
7. Повышение самоуважения и самооценки ребенка, развитие самовыражения.
8. Снижение агрессивности и страхов.
9. Обучение детей способам улучшения взаимоотношений с окружающими.
10.Работа с эмоциями. Формирование эмоциональной децентрации.
11.Работа с самосознанием. Формирование самосознания личности.
12.Работа с ролевым поведением. Обеспечение адекватного ролевого развития
детей.
III. Оценочный
блок
предполагает
оценку
эффективности
психокоррекционных воздействий при повторном обследовании детей с
помощью диагностических методик, использованных на первом этапе
(Приложение 1).
IV. Прогностический блок направлен на проектирование возможных
изменений в развитии познавательных процессов и личности ребенка в целом, а
также определение динамики этих изменений.
В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие
принципы:
 принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение
заданий;
 принцип доступности заданий;
 принцип систематичности, предусматривающий определенную частоту
занятий;
Формы организации учебного процесса
Работа по данной программе предусматривает проведение коррекционных
групповых или индивидуальных занятий во второй половине дня. Основными
формами организации работы с детьми являются игры и упражнения. Эти виды
деятельности в младшем школьном возрасте у детей с легкой степенью
умственной отсталости создают наиболее благоприятные условия для
психического и личностного развития ребенка. Занятия каждой группы и
индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю. Групповую
психокоррекцию рекомендуется проводить в малых группах (3-5 человек).
5

Продолжительность коррекционных занятий 30-40 минут. Количество учебных
часов, предусмотренных годовым учебным планом - 68 часов (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения программы
Базовые учебные действия:
Самостоятельность в выполнении учебных заданий и поручений.
Положительное отношение к окружающей действительности.
Умение вступать в контакт и работать в коллективе.
Способность использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем.
5. Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
6. Способность сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях.
1.
2.
3.
4.

Личностные результаты:
1. Развитие самоуважения.
2. Развитие фантазии и самовыражения.
3. Развитие положительного образа «Я».
4. Расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости.
5. Повышение самооценки.
6. Развитие рефлексии своего «неадекватного» поведения.
7. Преодоление страхов.
8. Формирование доверия к окружающим.
9. Активизация доброжелательного отношения к окружающим.
10.Развитие умения сотрудничать.
11. Развитие самоконтроля.
12. Формирование способности воспринимать, и учитывать в своем поведении
состояния, желания и интересы других людей.
13. Осознание своих прав и обязанностей.
Предметные результаты:









1. Развитие ощущений и восприятий.
Учащиеся третьего класса расширяют и закрепляют умения и навыки,
полученные в 1-2-м классах. Особое внимание должно уделяться тренировке
аналитического восприятия (процессу расчленения целого на части):
анализ конкретного предмета;
система анализа конкретных предметов, сделанных человеком;
анализ предметов природного мира;
должны знать единицы времени: год, месяц, сутки, минута;
должны определять время по часам;
должны знать названия месяцев и их последовательность;
должны ориентироваться во времени (прошедшее, будущее). 
2. Развитие памяти.
6








Учащиеся 3-го класса должны:
запоминать до 10 предметов и порядок их размещения;
выполнять определенное задание по словесной инструкции (без опоры на
образец), удерживаемой в памяти (5-7 позиций);
удерживать в памяти 10 слов, предметов, цветов, событий и воспроизводить
их спустя 30-40 минут;
воспроизводить (устно и письменно) короткие рассказы после
прослушивания и самостоятельного чтения;
придумывать логическое окончание начальным (готовым) рассказам;
играть в 3-5 игр по теме.
3. Развитие мышления.

У учащихся третьего класса развиваются такие черты мышления, как:
 критичность;
 основы логического познания;
 решение творческих задач разного типа.
4. Развитие внимания.
Учащиеся 3-го класса должны:
 уметь концентрироваться на учебном задании;
 уметь поддерживать внимание при необходимости выполнения задания до
логического конца;
 уметь переключать внимание с одного объекта на другой по инструкции
педагога и т.д.;
 удерживать внимание на 3-5 объектах одновременно, при выполнении
учебной задачи.
Развитие произвольного внимания у учащихся с легкой степенью
умственной отсталости следует рассматривать в тесной связи со всей их учебной
деятельностью. Внимание, как активное состояние психической деятельности,
проявляется внутри таких процессов, как восприятие, воображение, мышление.
Для осуществления успешной коррекционной работы необходимо развивать
такие свойства внимания, как объем, концентрацию, распределение,
переключение, устойчивость при постановке и решении посильных задач.
5. Развитие воображения:
Учащиеся 3-го класса должны:
- уметь видеть объект в многообразии его признаков;
- уметь рассматривать и анализировать объект с нескольких точек зрения;
- уметь сопоставлять предмет и явления, устанавливать их сходства и различия.
6. Развитие моторики:
Учащиеся 3-го класса должны:
- целенаправленно выполнять действия и движения по инструкции педагога;
- согласованно выполнять действия и движения разных частей тела;
7

- координировать движения рук и пальцев;
- удерживать письменные принадлежности;
- координировать движения рук и глаз;
- обводить, штриховать по трафарету;
- выполнять аппликации, сгибать бумагу.
Материально-техническое обеспечение программы
Для проведения психокоррекционных занятий необходимо специальное
материально-техническое оснащение, включающее:
 оборудованная сенсорная комната;
 сухой бассейн;
 образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре,









плотности;
мячи;
мозаики крупные, мелкие;
конструкторы, пирамидки, матрешки;
звучащие музыкальные инструменты;
дидактические пособия;
краски, пластилин, цветная бумага и пр.;
сюжетные картинки, графические изображения, иллюстрации;
компьютер, интерактивная доска и т.д.

8

Тематическое планирование коррекционного курса
«Психокоррекционные занятия» 3 класс
№

Дидактические цели

1

Сбор информации о
психофизиологическом состоянии
ребенка.
Сбор информации о взаимоотношениях
ребенка с окружающими; диагностика
мотивационной сферы.
Диагностика отношений в семье.

2

Диагностика развития психических
процессов.

3

Диагностика развития психических
процессов.
Сбор информации о взаимоотношениях
с окружающими; диагностика
мотивационной сферы.

4

Диагностика развития общей моторики.
Сбор информации о взаимоотношениях
с окружающими; диагностика
мотивационной сферы.

5

Выработка учебной мотивации.

6

Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие произвольного внимания.
Помощь в высказывании собственной
точки зрения; развитие речи.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие зрительного восприятия.
Повышение уверенности в себе.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие понятийного мышления.
Снижение страхов.
Активизация внимания; улучшение
восприятия; настрой на работу.
Развитие понятийного мышления.
Развитие взаимопонимания между
детьми; развитие наблюдательности.

7

8

9

Содержание занятия
Наблюдение за учащимся во
время учебно-воспитательного
процесса.

Тест-опросник родительского
отношения А.Я.Варга,
В.В.Столина.
Психологическая диагностика
отклонений развития детей
младшего школьного возраста
(Л.М.Шипицина).
Психологическая диагностика
отклонений развития детей
младшего школьного возраста
(Л.М.Шипицина).
Наблюдение за учащимися во
время учебно-воспитательного
процесса.
Оценка состояния общей
моторики (Н.И.Озерецкий,
М.О.Гуревич).
Наблюдение за учащимися во
время учебно-воспитательного
процесса.
1.Сказка – метафора «История
про то, как Сашенька научилась
писать».
1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Задание «Выполни команду»
3.Упражнение «Слова»
1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Игра «Какого цвета?»
3.Упражнение «Портрет моего
хорошего Я»
1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Игра «Назови одним словом»
3.Упражнение
«Парикмахерская»
1. Мозговая гимнастика «Шапка
для размышлений»
2. Игра «Подбери картинки»
3.Упражнение «Кого укусил
комарик?»

Колво
часов

1

2

1

2

2

3

2

2

2

Дата

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие моторики; развитие умения
воспроизводить образец.
Улучшение взаимоотношений со
сверстниками.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие произвольного внимания.
Гармонизация осознания детьми своих
прав и обязанностей.
Активизация внимания; улучшение
зрительно-двигательной координации;
настрой на работу.
Развитие умения воспроизводить
образец.
Развитие ролевой гибкости детей;
развитие воображения.
Активизация внимания; улучшение
восприятия; настрой на работу.
Снижение страха окружающего мира.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие зрительно-двигательной
координации; развитие внимания.
Снижение страха перед возможной
ошибкой.
Улучшение мыслительной
деятельности; настрой на работу.
Развитие гибкости мышления.

1.Мозговая гимнастика
«Ленивые восьмерки»
2.Задание «Раскрась
правильно»
3.Упражнение «Я знаю пять
имен своих друзей»
1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Игра «Зашифруй слова»
3.Упражнение «Я имею право»

2

2

1.Мозговая гимнастика
«Симметричные рисунки»
2.Игра «Бусинки»
3.Упражнение «Ролевая
гимнастика»

3

1. Мозговая гимнастика «Шапка

2

для размышлений»
2. Сказка – метафора «Сказка о
маленьком Чике»
1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Игра «Спящий дракон»

2

3.Упражнение «Неправильный
рисунок»
1. Мозговая гимнастика «Точки

пространства»
2. Задание «Способы
применения предмета»
3.Игра «Где спрятались
игрушки?»
1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Задание «Молния» и «Речка»
3.Упражнение «А как ты
считаешь?»

Развитие пространственных
представлений.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие зрительно-двигательных
координаций.
Развитие самовыражения детей;
развитие речи.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие умения сравнивать.
Развитие произвольного внимания;
развитие наглядно-образного
мышления.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие пространственных
представлений.
Развитие произвольности движений;
развитие концентрации внимания.
10

2

2

1.Мозговая гимнастика
«Ленивые восьмерки»
2.Игра «Сравни предметы»
3.Задание «Найди путь»

2

1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Задание «Выполни
правильно»
3.Игра «Летает – не летает»

1

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Активизация внимания; улучшение
зрительно-двигательной координации;
настрой на работу.
Развитие тонкокоординированных
движений.
Формирование доверия к окружающим.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие тонкокоординированных
движений.
Повышение уверенности в себе.
Улучшение мыслительной
деятельности; настрой на работу.
Развитие мышления; развитие
произвольного внимания.
Развитие зрительного восприятия;
развитие мышления.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие слухового восприятия;
развитие активного внимания.
Снижение уровня страха через
придание объектам непривычных
характеристик.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Преодоление неуверенности в себе.
Активизация внимания; улучшение
восприятия; настрой на работу.
Развитие умения выделять
существенные признаки.
Развитие коммуникативных навыков;
снятие отрицательных эмоций.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие мышления; развитие
внимания.
Развитие воображения.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие общей моторики; сплочение
детского коллектива.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие мышления (обобщение
наглядного материала).
Развитие общей моторики; улучшение
настроения.
Активизация внимания; улучшение
зрительно-двигательной координации;
настрой на работу.
Развитие произвольного внимания;
развитие мышления.
11

1.Мозговая гимнастика
«Симметричные рисунки»
2.Задание «Сделай бусы»
3.Упражнение «Чьи колени?»

1

1.Пальчиковая гимнастика
2.Задание «Вырежи фигурки»
3.Упражнение «Волшебный
попугай»
1. Мозговая гимнастика «Точки
пространства»
2. Задание «Что здесь
изображено?»

1

2

3. Задание «Назови буквы»

1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Игра «Шумящие коробочки»

2

3.Упражнение «Придумай
веселый конец»
1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Сказка – метафора «Широкое
небо»
1. Мозговая гимнастика «Шапка
для размышлений»
2. Задание «Выбери главное»

1

2

3. Упражнение «Обзывалки»

1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Задание «Найди футболистов
в одинаковой форме»
3.Задание «Волшебный лес»

2

1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Задание «Цирк»
3.Игра «Иголка и нитка»

2

1. Мозговая гимнастика

2

«Ленивые восьмерки»
2. Задание «Четвертый лишний»
3. Игра «Замри!»

1.Мозговая гимнастика
«Симметричные рисунки»
2.Игра «Посмотри вокруг»

1

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

Гармонизация притязания на признание. 3.Упражнение «Кони и
всадники»
Улучшение мыслительной
1. Мозговая гимнастика «Точки
деятельности; настрой на работу.
пространства»
Развитие мышления; развитие навыков
2. Игра «Вверх – вниз»
прямого и обратного счета.
Отреагирование негативных эмоций.
3. Игра «Высвобождение гнева»
Активизация внимания; настрой на
1.Игра «Азбука хороших слов»
работу.
2.Задание «Дорисуй фигуры»
Освоение эталонов формы; развитие
3.Игра «Небоскреб»
мелкой моторики.
Развитие умения договариваться,
работать в команде.
Активизация внимания; настрой на
1. Игра «Азбука хороших слов»
2. Сказка – метафора «История
работу.
Формирование адекватной самооценки. со счастливым концом»
Активизация внимания; настрой на
1.Игра «Азбука хороших слов»
работу.
2.Игра «На что похожа
Развитие речи; развитие воображения;
фигурка?»
развитие умения выделять различные
3.Игра «Головомяч»
признаки предмета.
Развитие навыков сотрудничества.
Улучшение мыслительной
1. Мозговая гимнастика «Точки
деятельности; настрой на работу.
пространства»
Развитие мышления; развитие
2. Игра «Помоги художнику»
восприятия.
3.Игра «Дотронься до…»
Развитие внимания; развитие быстроты
реакции.
Активизация внимания; улучшение
1. Мозговая гимнастика «Шапка
восприятия; настрой на работу.
для размышлений»
Развитие воображения; развитие речи.
2. Игра «Если бы да кабы…»
Развитие мышления; развитие речи.
3.Задание «Подбор
прилагательных»
Активизация внимания; настрой на
1.Игра «Азбука хороших слов»
работу.
2.Задание «Смысловые ряды»
Развитие познавательных способностей. 3.Упражнение «Пес Барбос»
Развитие произвольности; развитие
самоконтроля.
Активизация внимания; настрой на
1.Игра «Азбука хороших слов»
работу.
2.Задание «Три предмета»
Развитие мышления; развитие
3.Упражнение «Спонтанное
воображения.
рисование»
Развитие фантазии; отреагирование
негативных переживаний; снятие
эмоционального напряжения.
Активизация внимания; настрой на
1.Мозговая гимнастика
«Ленивые восьмерки»
работу.
2.Задание «Лишнее слово»
Развитие операции анализа и
3.Упражнение «Газета»
классификации.
Развитие коммуникативных навыков;
преодоление тактильных барьеров.
Активизация внимания; улучшение
1.Мозговая гимнастика
зрительно-двигательной координации;
«Симметричные рисунки»
настрой на работу.
2.Игра «На ощупь»
12

1

1

1

1

2

2

2

2

2

1

39

40

41

42

43

44

45

46

Развитие мелкой моторики рук;
развитие тактильной чувствительности.
Развитие умения ориентироваться в
пространстве; развитие слухового
восприятия.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие речи; развитие памяти;
развитие умения сравнивать свои
ощущения.
Развитие умения согласовывать свои
действия, действовать сообща.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие мелкой моторики; развитие
фантазии.
Развитие коммуникативных навыков;
сплочение коллектива.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Коррекция поведения.
Развитие мелкой моторики; настрой на
работу.
Развитие мелкой моторики; развитие
восприятия; развитие мышления.
Развитие наблюдательности; развитие
коммуникативных навыков.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие речи; развитие памяти,
восприятия, мышления; расширение
словарного запаса.
Развитие коммуникативных навыков,
чувства принадлежности к группе.
Активизация внимания; улучшение
восприятия; настрой на работу.
Развитие внимания; развитие
зрительного восприятия; развитие речи.
Развитие коммуникативных навыков;
развитие моторной ловкости.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие мышления; развитие памяти;
развитие речи.
Развитие координации движений;
развитие навыков невербального
общения.
Настрой на работу; развитие мелкой
моторики.
Развитие моторики; развитие внимания,
мышления.
Тренировка вестибулярного аппарата;
развитие моторной ловкости.
13

3.Игра «Найди мячик»

1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Игра «Узнай на вкус»
3.Упражнение «Трио»

1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Задание «Дорисуй фигурку»
3.Упражнение «Клубочек»

2

1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Сказка – метафора «Сказка
про жителей ладошек, или как
стать настоящим микробом»
1.Пальчиковая гимнастика
2.Выкладывание из мозаики по
образцу.
3.Игра «Зеркала»

2

1. Мозговая гимнастика «Точки

1

2

пространства.
2. Игра «Построй домик» (№39)
3.Упражнение «Поварята»
1. Мозговая гимнастика «Шапка

1

для размышлений»
2. Игра «Что перепутал
художник?»
3. Упражнение «На мостике»

1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Игра «Моя квартира»

1

3.Игра «Мяч в круге»

1.Пальчиковая гимнастика
2.Работа с конструктором
3.Игра «Ходим в шляпах»

1

47

48

49

50

51

52

53

54

Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие внимания; развитие
восприятия.
Развитие тактильной чувствительности;
развитие умения работать в парах;
развитие моторной ловкости.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Формирование познавательных
действий; развитие речи.
Развитие внимания, скорости реакции;
развитие моторной ловкости.
Активизация внимания; улучшение
зрительно-двигательной координации;
настрой на работу.
Развитие мелкой моторики; развитие
внимания; развитие восприятия.
Развитие ловкости; развитие внимания.
Настрой на работу; развитие мелкой
моторики.
Развитие зрительно-двигательной
координации.
Развитие зрительно-двигательной
координации.
Развитие внимания; развитие моторной
координации; формирование
положительных взаимоотношений в
группе.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Преодоление социальных страхов.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие внимания, восприятия;
развитие зрительно-двигательной
координации.
Формирование благоприятной
атмосферы в классе; улучшение
общения со сверстниками.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие внимания; развитие
восприятия, мышления.
Снижение агрессивности.
Активизация внимания; улучшение
восприятия; настрой на работу.
Формирование представлений о
собственном теле; развитие умения
дифференцировать левую и правую
части тела.
Формирование позитивного настроения.
14

1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Игра «Геометрическая
мозаика»
3.Упражнение «Сиамские
близнецы»

1

1.Мозговая гимнастика
«Ленивые восьмерки»
2.Игра «Птичка –
путешественница»
3.Игра «Горячий мяч»

1

1.Мозговая гимнастика
«Симметричные рисунки»
2.Аппликации «Животные»

1

3.Игра «Ловись, рыбка!»
1.Пальчиковая гимнастика
2.Задание «Бантики»

1

3.Задание «Кораблик»
4.Упражнение «Танец шляпы»

1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Сказка – метафора «Секрет»

1

1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Задание «Трафарет»

1

3.Игра «Рыбаки и рыбка»

1. Мозговая гимнастика «Точки

1

пространства»
2. Задание «Пазлы»
3. Упражнение «Толкалки»
1. Мозговая гимнастика «Шапка

для размышлений»
2. Игра «Наше тело»
3. Упражнение «А кроме

того…»

1

55

56

57

58

59

60

61

62

63

Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие умения ориентироваться в
пространстве с помощью специальных
слов.
Снятие апатии и усталости;
пробуждение жизненных сил.
Активизация внимания; настрой на
работу; развитие мелкой моторики.
Развитие моторики; развитие
восприятия, мышления.
Развитие умения решать небольшие
проблемы.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие зрительного восприятия;
развитие зрительной памяти.
Повышение самоуважения детей.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие зрительного восприятия;
развитие мышления, внимания.
Помощь в осознании собственных
чувств и переживаний; развитие
воображения.
Активизация внимания; улучшение
зрительно-двигательной координации;
настрой на работу.
Развитие зрительного восприятия;
развитие наглядно-образного
мышления, внимания.
Развитие интереса к сверстникам;
развитие слухового восприятия.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Преодоление трудностей во
взаимоотношениях со сверстниками.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие логического мышления;
развитие связной речи.
Развитие коммуникативных навыков;
развитие моторной ловкости.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Развитие памяти; развитие логического
мышления.
Развитие координации движений;
снятие эмоционального напряжения.
Активизация внимания; улучшение
восприятия; настрой на работу.
Развитие мышления; развитие памяти;
развитие речи.
15

1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Игра «Где находится»

1

3.Упражнение «Да и нет»

1. Пальчиковая гимнастика

1

2. Работа с пластилином
3. Упражнение «Сладкая

проблема»
1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Игра «Картинка»
3.Упражнение «Дружная
семья»
1. Мозговая гимнастика
«Ленивые восьмерки»
2. Игра «Загадочные животные»
3.Упражнение «Мысленное
путешествие по картинке»
1.Мозговая гимнастика
«Симметричные рисунки»
2.Игра «Кто мы?»

1

1

1

3.Упражнение «Ау!»

1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Сказка – метафора «Камушек
и монета»

1

1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Игра «Логические цепочки»

1

3.Упражнение «Две игрушки –
поменяемся местами»
1. Мозговая гимнастика «Точки

1

пространства»
2. Игра «Где я это видел?»
3.Упражнение «Кенгуру»
1. Мозговая гимнастика «Шапка 1

для размышлений»
2. Игра «Семья»
3. Упражнение «Интервью»

64

65

66

Развитие коммуникативных навыков;
развитие умения вступать в диалог.
Активизация внимания; настрой на
работу.
Помощь в осознании детьми процесса
своего изменения и взросления.
Сбор информации о взаимоотношениях
с окружающими; диагностика
мотивационной сферы.
Диагностика отношений в семье.
Диагностика развития психических
процессов.

67

Диагностика развития психических
процессов.
Сбор информации о взаимоотношениях
с окружающими; диагностика
мотивационной сферы.

68

Диагностика развития общей моторики.
Сбор информации о взаимоотношениях
с окружающими; диагностика
мотивационной сферы.

16

1.Игра «Азбука хороших слов»
2.Упражнение «Раньше –
сейчас»

1

Наблюдение за учащимися во
время учебно-воспитательного
процесса.
Тест-опросник родительского
отношения А.Я.Варга,
В.В.Столина.
Психологическая диагностика
отклонений развития детей
младшего школьного возраста
(Л.М. Шипицина).
Психологическая диагностика
отклонений развития детей
младшего школьного возраста
(Л.М. Шипицина).
Наблюдение за учащимися во
время учебно-воспитательного
процесса.
Оценка состояния общей
моторики (Н.И. Озерецкий,
М.О.Гуревич).
Наблюдение за учащимися во
время учебно-воспитательного
процесса.

1

1

1

1

Литература
1. Айзенберг Б.И., Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми,
имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в
дефектологии: Книга для учителя / сост. Н.П.Вайзман. – М.: Пр., 1992
2. Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. –
СПб.: Питер, 2005.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. – М.:ТЦ сфера, 2008.
4. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В. Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-методическое
пособие. - СПб., 2005г.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития
психики/Под ред. А. М. Матюшкина. -- М.: Педагогика, 1983.
6. Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с
нарушениями интеллекта: Программно-методические материалы. – Пермь:
Пермский государственный педагогический университете. Центр развития
образования г.Перми, 2001.
7. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Нарушения в психофизическом развитии
детей. [Электронный ресурс]// Альманах Института коррекционной
педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.:
http://ise.edu.mhost.ru/almanah/
8. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии:
педагогическая помощь: учеб. пособие. – М.: Академия, 2006.
9. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. М.: ВЛАДОС, 2005.
10. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Некоторые психолого-педагогические
показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на
начальном этапе школьного обучения // Коррекционная педагогика, 2008 - №
1. - с. 5-13
11. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного
оборудования. – Автор-сост. Зажигина. – Спб.: «Детство-Пресс», 2012.
12. Крупенчук О.Н. Пальчиковые игры. - СПб, 2005.
13. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Авторская программа курса коррекционных
занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». - Н.Новгород,
2005г.
14. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком - СПб.: Речь, 2006.
15.Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов – М.:
Феникс, 2006
16. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие
/ В.Г. Петрова, И.В. Белякова. –– М . : Академия, 2002.
17. Попова С.А. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов в
1-4 классах специального (коррекционного) образовательного учреждения
VIII вида». Исилькуль, 2012.

18. Примерная

адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших
детей
(проект).
Источник:
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wpcontent/uploads/2015/10/02 ПрАООП_слабослыш_ 18.10.2015.doc.pdf
19. Процко Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью
(умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие. - Мн., 2006.
20. Сиротюк
А.Л.
Коррекция
развития
интеллекта
дошкольников.
Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития
интеллекта. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
21. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М.
Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003.
22. Стребелева Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания и
коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с
психофизическими нарушениями //Дефектология. – 2000. - № 5. – С. 86-96.
23. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии. – М.: ВЛАДОС, 2004.
24. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М.: Изд-во
«Эксмо», 2005.
25. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ № 273
от 29.12.2012г.,
26. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(приказ МО РФ № 1599, от 19.12.2014 г.)
27. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.
Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006.
28. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с
нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. - М.:
Советский спорт, 2002.
29. Щербинина М.А. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида» // Журнал БОУ ДПО «ИРООО» «Образование детей
особой заботы» № 2 (5), 2014г.
30. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Рн/Д: Феникс, 2007.
31.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: «Лань»,2002.

18

Приложение 1
Методы и средства оценки результативности программы
(методы исследования и контроля)
1. Изучение медицинской документации, заключений ПМПК.
2. Наблюдение за учащимися во время учебно-воспитательного
процесса
3. Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин.
4. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего
школьного возраста (Л.М.Шипицина).
5. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания
Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).
Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столина
Цель: выявление родительского отношения по отношению к ребенку.
Инструкция:
Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с
ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
Вопросы теста:
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от
нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных
проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему
большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения,
ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17.Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет
порядочный человек.
19

20.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21.Я принимаю участие в своем ребенке.
22.К моему ребенку "липнет" все дурное.
23.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой
ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне
взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью
вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось
в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать
этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41.Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45.Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49.Я не доверяю своему ребенку.
50.За строгое воспитание дети благодарят потом.
51.Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53.Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и
сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56.Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58.Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
20

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого

от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые
нравятся его родителям.
Обработка:
За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, а за каждый ответ
«нет» — 0 баллов.
Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных
типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.
Ключ:
 Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27,
29, 33, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
 Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35,
36.
 Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
 Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
 "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Интерпретация:
Высокий тестовый балл интерпретируется по соответствующим шкалам
как:
 отвержение;
 кооперация;
 симбиоз;
 контроль;
 инфантилизация (инвалидизация).
Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят
о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку.
Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его
индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним
достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале
— от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку
в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть.
Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко
оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий
такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что
взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко
оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу,
старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале — 1—2
балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку
противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;

21

Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать
вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между
собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его
основные разумные потребности. По этой шкале — 1—2 балла — признак того,
что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую
дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой
взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Высокие баллы по шкале контроль — 6—7 баллов — показывают, что
взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от
него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки.
Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко
не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале
— 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над
действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не
очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки
педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются
средние оценки: от 3 до 5 баллов.
Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8
баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником
и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли
и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их.
Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для
ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив,
свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и
верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и
воспитателем.
Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего
школьного возраста по научной редакцией Л.М.Шипициной.
Развитие мышления
Методика 1. Четвертый лишний (наглядный материал)
Назначение: определение способности к обобщению, умение
дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов.
Стимульный материал: пять карт с изображением стандартизированного
набора из 4-х предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по
общему с ними существенному признаку, то есть – лишний.
Инструкция: рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь
лишний? Почему? (Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке?)
Подумай, как назвать одним словом остальные предметы?
Процедура: в указанной последовательности предъявляются 5 карт.
Полный ответ ребенка по каждой карте вносится в протокол.

Протокол обследования:
22

Карта

Ответ
ребенка

Признаки
обобщения

Наличие
обобщающих
слов

Уровень
обобщения

1.репа, яблоко, огурец, свекла
2.шорты, кепка, ботинки, шуба
3.ручка, нож, книга, карандаш
4.шкаф, стул, стол, дверь
5.самолет, автобус, пароход,
тачка

Общий уровень
Обработка: каждая карта оценивается отдельно по правильности
обобщения и наличию – отсутствию обобщающего слова.
Лишними предметами являются: яблоко, ботинки, нож, дверь, тачка.
Обобщающие слова: овощи, одежда, учебные принадлежности, мебель,
средства передвижения (транспорт).
Оценка результатов
Уровни
1
2
3
4
5

Признак обобщения
существенный
существенный
функциональный
случайный
нет обобщения

Обобщающее слово
есть
нет
нет
нет
нет

Общий уровень
Интерпретация результатов:
1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать,
обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой на существенные
(родовые) признаки. Ребенок способен логически обосновать свой выбор
существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.
2 уровень – отражает высокую способность к обобщению нагляднообразного материала. Ребенок способен точно дифференцировать существенные
и несущественные признаки предметов, но не всегда точно определяет
обобщающее слово.
3 уровень – отражает достаточный уровень способности к обобщению
наглядного материала, характерный для данного возраста. Ребенок умеет
анализировать и обобщать известные ему предметы и явления. Может допускать
ошибки в процессе обобщения признаков, заменяя существенные признаки
несущественными, например, функциональными, не всегда может правильно
найти обобщающее слово.
4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению
наглядного материала. Обобщение осуществляется преимущественно по
случайным или функциональным признакам. Ребенок может анализировать и
определять преимущественно различия между знакомыми предметами. Поиск
обобщающего признака затруднен. Существенные признаки не называются.
5 уровень – отражает несформированность умения обобщать наглядный
материал по существенным признакам. В качестве обобщающих используются

23

случайные признаки, часто имеющие личностный смысл. Обобщающие слова
заменяются описанием субъективного отношения к предметам.
Методика 2. Четвертый лишний (словесный материал)
Назначение: определение способности к обобщению понятий, умение
вычленять существенные и несущественные признаки.
Стимульный материал: пять наборов слов по 4 слова в каждом:
1.воробей, синица, голубь, пчела;
2.яйцо, цыпленок, курица, котенок;
3.мальчик, доктор, градусник, милиционер;
4.Анастасия, Александр, Валерий, Евгений;
5.девять, три, число, семь.
Инструкция: я назову 4 слова. Слушай внимательно. Какое слово лишнее?
Почему? Подумай, как назвать одним словом остальные?
Процедура: в указанной последовательности зачитываются слова. Полный
ответ ребенка заносится в протокол.
Протокол обследования:
Набор слов

Ответ
ребенка

Признак
обобщения

Наличие
обобщающих
слов

Уровень
обобщения

1.воробей, синица, голубь, пчела
2.яйцо, цыпленок, курица, котенок
3.мальчик, доктор, градусник,
милиционер
4.Анастасия, Александр, Валерий,
Евгений
5.девять, три, число, семь

Общий уровень
Обработка: каждый набор слов оценивается отдельно по правильности
обобщения и наличию – отсутствию обобщающего слова. Лишними словами
являются: пчела, яйцо, градусник, Анастасия, число.
Обобщающие слова: птицы, животные, люди, мужские имена, числа
(цифры).
Оценка результатов
Уровни
1
2
3
4
5

Признак обобщения
существенный
существенный
функциональный
случайный
нет обобщения

Обобщающее слово
есть
нет
нет
нет
нет

Общий уровень
1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать,
обобщать, сравнивать, классифицировать понятия с опорой на существенные
признаки. Ребенок способен логически обосновать свой выбор существенного
признака, дифференцируя главные и второстепенные.
2 уровень – отражает высокую способность к обобщению на понятийном
уровне. Ребенок
способен точно дифференцировать существенные и
24

несущественные признаки. Однако не всегда может правильно найти
обобщающее слово.
3 уровень – отражает достаточную способность к обобщению на
понятийном уровне, характерном для данного возраста. Ребенок умеет
анализировать и обобщать знакомые ему понятия. Допускает ошибки в процессе
обобщения признаков, заменяет существенные признаки несущественными,
функциональными. Не всегда точно определяет обобщающее слово.
4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению на
понятийном уровне. Обобщение осуществляется преимущественно по
случайным признакам. Поиск обобщающего признака затруднен. Существенные
(родовые) признаки не называются.
5 уровень – отражает несформированность умения обобщать по
существенным признакам. В качестве обобщающих признаков используются
случайные, часто имеющие личностный смысл.
Методика 3. Последовательные картинки
Назначение:
изучение
особенностей
установления
причинноследственных связей и отношений между объектами и событиями.
Стимульный материал: три набора картинок, связанных между собой
сюжетом: «Ключ» (4 картинки), «Пловец» (6 картинок), «Хитрецы» (7 картинок).
Инструкция: разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ.
Процедура: перед ребенком выкладываются картинки первого набора
«Ключ». Предлагается разложить картинки в соответствии с логикой развития
сюжета и составить рассказ Ребенок выполняет задание. Фиксируются
особенности его деятельности, результаты которой могут быть отнесены к
одному из пяти уровней.
Затем предлагается разложить по порядку картинки из второго набора
«Пловец» и составить по ним рассказ.
Далее предлагается разложить по порядку картинки третьего набора
«Хитрецы» и составить по ним рассказ.
Обработка: каждое из трех заданий оценивается следующим образом.
1 уровень – разложил без ошибок, без дополнительных и поправочных
действий;
2 уровень – разложил верно, самостоятельно внеся поправки;
3 уровень – сделал одну ошибку и при обосновании (на вопрос «Почему?»)
ее исправил;
4 уровень – сделал одну ошибку и не справился с обоснованием;
5 уровень – разложил картинки без установления логической
последовательности или отказался выполнять задание.
Протокол обследования
№ набора
1.Ключ
2.Пловец
3.Хитрецы

Выполнение

Уровень

Общий уровень
Рассказ ребенка:
25

1.
2.
3.
Интерпретация результатов:
1 уровень – отражает высокий уровень сформированности логического
мышления, способность понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать
их дальнейшее развитие. Ребенок быстро и точно устанавливает причинноследственные связи. Способен обосновать правильность своего решения.
Умозаключения правильны, суждения точны. Речь правильная, связная,
эмоционально насыщенная.
2 уровень – отражает высокий уровень логического мышления. Ребенок
достаточно быстро устанавливает причинно-следственные отношения между
событиями, способен понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать их
дальнейшее развитие. Допущенные ошибки обнаруживает самостоятельно и
устраняет сам.
3 уровень – отражает достаточный уровень развития логического
мышления. Ребенок практически самостоятельно выполняет все задания.
Безошибочно устанавливает причинно-следственные отношения между
небольшим числом событий. Самостоятельно исправляет ошибки при
организующей помощи специалиста психолога.
4 уровень – отражает недостаточную сформированность логического
мышления. Ребенок способен установить причинно-следственные отношения
между небольшим числом событий. Испытывает трудности при обосновании
своего решения, часто ориентируется на субъективную логику видения событий.
Замечает и исправляет ошибки с помощью специалиста психолога.
5 уровень – отражает несформированность умения устанавливать
причинно-следственные отношения между событиями. Ребенок выполняет
задания чисто механически, вне логики событий. Неспособен объяснить свой
вариант решения.
Методика 4. Продолжи ряд
Назначение: выявление способности к анализу и синтезу, к установлению
закономерностей пространственных соотношений.
Стимульный материал: четыре отдельных бланка с заданиями, цветные
фломастеры.
Инструкция: рассмотри внимательно, что нарисовано, продолжи рисунок
также, как здесь.
Процедура: задания предъявляются одно а другим, начиная с задания №.
При правильном выполнении задания №1 обследование прекращается.
Обработка: учитывается правильность воспроизведения совокупности
шести признаков: последовательность фигур, расстояние между ними, цвет,
величина, расположение относительно оси, направление штриховки.
Оценка результатов:
1 уровень – выполнено задание №1;
2 уровень – выполнено задание №2;
3 уровень – выполнено задание №3;
26

4 уровень – выполнено задание №4;
5 уровень – не выполнено ни одного задания.
Задание считается
правильно выполненным, если
школьник
воспроизводит все шесть признаков. В случае нарушения хотя бы одного из них
задание считается неправильно выполненным и предлагается выполнить другое,
менее сложное.
Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.
Интерпретация результатов:
1 уровень – отражает высокий уровень сформированности нагляднообразного и наглядно-действенного мышления, выраженную способность к
аналитико-синтетической деятельности, способность к целостному восприятию
пространственных соотношений и самостоятельному прогнозированию
последовательности расположения геометрических фигур в пространстве без
опоры на образец. Ребенок способен точно воспроизвести заданную систему из
6 признаков фигур разной формы, заложенных в задании: последовательность
фигур, расстояние между ними, цвет, величину, расположение относительно оси,
направление штриховки.
2 уровень – отражает высокий уровень сформированности нагляднообразного и наглядно-действенного мышления, способность к аналитикосинтетической
деятельности,
способность
к
воспроизведению
пространственных отношений в заданной последовательности фигур с опорой на
образец, расстояние между ними, цвет, величину, расположение относительно
оси, направление штриховки с опорой на образец.
3 уровень – отражает достаточную способность к анализу и синтезу на
пространственном уровне. Ребенок способен точно воспроизводить
совокупность таких заданных признаков, как последовательность фигур,
расстояние между ними, цвет, величину, расположение относительно оси,
направление штриховки одинаковых по форме фигур.
4 уровень – отражает способность к анализу и синтезу на
пространственном уровне, к воспроизведению пространственных отношений
между геометрическими фигурами. Причинно-следственные отношения не
устанавливаются. Закономерности, лежащие в расположении геометрически
фигур в пространстве, определяются и воспроизводятся в ограниченном объеме,
в пределах одной величины и формы с опорой на образец.
5 уровень – отражает недостаточную сформированность для данного
возраста пространственного мышления. Ребенок испытывает трудности даже
при воспроизведении элементарного ряда одинаковых по величине и форме
геометрических фигур. Возможно простое манипулирование с бланком задания
вместо его выполнения.
Развитие памяти
Методика 1. Зрительная непроизвольная память
Назначение: определение объема зрительного непроизвольного
запоминания.
Стимульный материал: набор из 10 картинок: роза, гриб, утюг, машина,
арбуз, чайник, груша, собака, диван, кукла.
27

Инструкция: я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них.
Процедура: картинки предъявляются по одной. Затем ребенку
предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения
значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных
воспроизведений.
Обработка: за каждое правильное воспроизведение выставляется по
одному баллу.
Оценка результатов:
1 уровень – 10 правильных названий (баллов)
2 уровень – 9-8
3 уровень – 7-6
4 уровень – 5-4
5 уровень – 3 и менее баллов.
Протокол обследования
Картинка
Роза
Гриб
Утюг
Машина
Арбуз
Чайник
Груша
Собака
Диван
Кукла

Воспроизведение

Уровень выполнения задания
Интерпретация результатов:
1 уровень – отражает большой объем непроизвольной зрительной памяти,
способность сохранять значительную информацию без установки на
запоминание.
2 уровень – отражает достаточно большой объем непроизвольной
зрительной памяти, способность сохранять информацию без установки на
запоминание.
3 уровень – отражает соответствующий возрасту объем непроизвольной
зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию без
установки на запоминание.
4 уровень – отражает недостаточный объем непроизвольной зрительной
памяти, способность сохранять небольшое количество информации без
установки на запоминание.
5 уровень – отражает низкую способность к непроизвольному
запоминанию.
Методика 2. Зрительная произвольная память
Назначение:
определение
объема
зрительного
произвольного
запоминания.
Стимульный материал: набор из 10 картинок: кот, зонт, ранец, стул, часы,
пирамида, рыба, бабочка, ведро, еж.
28

Инструкция: я тебе буду показывать картинки, ты постарайся запомнить,
что на них нарисовано.
Процедура: картинки предъявляются по одной. Затем ребенку
предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения
значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных
воспроизведений.
Обработка: за каждое правильное воспроизведение выставляется по
одному баллу.
Оценка результатов:
1 уровень – 10 правильных названий (баллов)
2 уровень – 9-8
3 уровень – 7-6
4 уровень – 5-4
5 уровень – 3 и менее баллов.
Протокол обследования
Картинка
Кот
Зонт
Ранец
Стул
Часы
Пирамида
Рыба
Бабочка
Ведро
Еж

Воспроизведение

Уровень выполнения задания
Интерпретация результатов:
1 уровень – отражает большой объем произвольной зрительной памяти,
способность сохранять информацию при установке на запоминание.
2 уровень – отражает достаточно большой объем произвольной зрительной
памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.
3 уровень – отражает соответствующий возрасту объем произвольной
зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию при
установке на запоминание.
4 уровень – отражает недостаточный объем произвольной зрительной
памяти, способность сохранять небольшое количество информации при
установке на запоминание.
5 уровень – отражает низкую способность к произвольному запоминанию.
Сохранение информации затруднено.
Методика 3. Слуховая произвольная память
Назначение: определение объема слухового запоминания словесного
материала.
Стимульный материал: набор из 10 слов: гора, звезда, окно, булка, ручка,
мыло, весна, очки, книга, белка.

29

Инструкция: я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить
и потом повторить.
Процедура: слова произносятся в медленном темпе однократно и
отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок
воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество
правильно воспроизведенных слов.
Обработка: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по
одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окноокна).
Оценка результатов:
1 уровень – 10 правильно воспроизведенных слов (баллов)
2 уровень – 9-8
3 уровень – 7-6
4 уровень – 5-4
5 уровень – 3 и менее баллов.
Протокол обследования
Слова
Гора
Звезда
Окно
Булка
Ручка
Мыло
Весна
Очки
Книга
Белка

Воспроизведение

Уровень выполнения задания
Интерпретация результатов:
1 уровень – отражает большой объем произвольной слуховой памяти,
способность сохранять информацию при установке на запоминание.
2 уровень – отражает достаточно большой объем произвольной слуховой
памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.
Волевое развитие
Методика 1. Раскрашивание кружков
Назначение: определение уровня волевой регуляции в структуре
монотонной деятельности.
Стимульный материал: тестовый бланк, на котором нарисованы контуры
кружков диаметром 10 мм, простой мягкий карандаш.
Инструкция: закрась эти кружочки. Работай быстро и аккуратно, старайся
не пропускать ни одного. Закрасишь одну строчку, переходи ко второй. Так
работай до команды «стоп».
Процедура: ребенок закрашивает 15 кружков, после чего его
останавливают командой «стоп».
Обработка: каждый кружок оценивается отдельно следующим образом:

30

4 балла – закрашивание ровное, одинаковой интенсивности и одного
направления;
3 балла – нарушение границ кружка (выход за границу, не доводка до
границы), но направление и интенсивность закрашивания одинаковые, ровные;
2 балла – нарушение границ, разнонаправленность закрашивания внутри
кружка и различная интенсивность закрашивания;
1 балл – штриховка кружка параллельными линиями.
Затем вычисляется общая сумма закрашенных 15 кружков.
Первичная оценка
По 4 балла
По 3 балла
По 2 балла
По 1 баллу

Количество кружков

Сумма баллов

Оценка результатов:
1 уровень – 60-59 баллов
2 уровень – 58-40 баллов
3 уровень – 39-21 балл
4 уровень – 20-11 баллов
5 уровень – 10 баллов и ниже
Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.
Интерпретация результатов:
1 уровень – отражает настойчивость в достижении цели, склонность к
завершению начатой работы, способность регулировать свои действия,
самостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и
требованиями взрослых. Способность длительное время выполнять
однообразную работу, сохраняя точность и аккуратность.
2 уровень – отражает настойчивость в достижении цели, склонность к
завершению начатой работы, способность регулировать свои действия,
самостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и
требованиями взрослых. Ребенок способен длительное время выполнять
однообразную работу, однако точность и аккуратность выполнения задания в
отдельных случаях недостаточно соблюдаются.
3 уровень – отражает достаточный уровень саморегуляции. Ребенок
способен достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В
процессе работы может нарушаться точность и аккуратность выполнения
задания.
4 уровень – отражает недостаточный уровень саморегуляции. Ребенок
неусидчив, отвлекается от выполнения задания при появлении незначительных
помех. Выполнение монотонного задания может сопровождаться усилением
эмоциональной лабильности.
5 уровень – отражает несформированность механизмов саморегуляции.
Ребенок неусидчив, легко отвлекается от выполнения задания, не стремится к
достижению цели. Неспособен длительное время выполнять монотонную
работу, требующую большой сосредоточенности и аккуратности.
Развитие внимания
31

Нарушения внимания наблюдаются и отмечаются во время выполнения
ребенком предыдущих диагностических методик.
Определяется наличие – отсутствие нарушений концентрации, объема,
произвольности внимания.
Оценка состояния общей моторики (диагностические задания
Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича)
Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций
1. Оценка статистического равновесия:
- сохранить равновесие в течение не менее 6-8 секунд (средний уровень,
удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую
согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги,
руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания
конечностей.
2. Оценка динамического равновесия:
- преодолеть расстояние 5 метров прыжками на одной ноге, продвигая
перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не
должно быть при этом более 50 см.
3. Оценка ручной моторики:
- выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть
вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»),
сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
- координация движений обеих рук «кулак – ладонь»: руки лежат на столе,
причем одна кисть сжата в кулак, другая – с распрямленными пальцами.
Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая
другую.
4. Тесты зрительно-моторной координации:
- срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий,
букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
- срисовывание фразы из 3-4 слов, написанной письменным шрифтом, с
сохранением всех элементов и размеров образца.
Развитие восприятия
1. Оценка зрительного восприятия:
- узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
- узнавание контурных изображений (5 изображений);
- узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
- выделение букв и цифр (10), написанных разных шрифтом,
перевернутых.
2. Оценка слухового восприятия:
- воспроизведение несложных ритмических рисунков;
- определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на
магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана,
стук молотка и др.;

32

- определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные
картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с
соответствующего звука).
3. Восприятие формы, величины, цвета:
- группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком
выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним
соответствующие фигуры из 15 предложенных);
- раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10
палочек длиной от 2 до 20 см;
- ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного
восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую
убрал экспериментатор;
- раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от
самого темного до самого светлого;
- называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3
оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т.д.).
4. Восприятие пространства и времени:
- показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева,
справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т.д.;
- выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение
расположения предметов в пространстве (над – под, на – за, перед – возле, сверху
– снизу, выше – ниже и т.д.);
- конструирование по образцу из 10 счетных палочек;
- с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем
времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем
(например: «Весна закончится, какое время года наступит?» и т.д.).
5. Тактильно-двигательное восприятие:
- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик,
ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат,
треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
Оценка результатов:
«хорошо» - если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно,
объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные
ошибки;
«удовлетворительно» - если имеются умеренные трудности, ребенок
самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь
разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих
действий;
«неудовлетворительно» - задание выполняется с ошибками при оказании
помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает
значительные затруднения в комментировании своих действий.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».