ПСИХ-КОРР 7-8 КЛ

Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является
обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей
степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ЗПР.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и

детьми

инвалидами (далее — дети с ЗПР) образования является одним из основных и
неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия
в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и
социальной деятельности.
Этому направлению служит концепция инклюзивности, которая обеспечивает
осуществление лозунга «Образование для всех», предъявленного новому тысячелетию
передовым человечеством планеты. Это обеспечение права на образование каждого
ребенка, независимо от его физических и интеллектуальных способностей.
Изолированность системы специального образования приводит к тому, что ребенок
с особыми образовательными потребностями оказывается исключенным из многих
социальных связей. Дети лишаются информации, доступной их сверстникам, они не
умеют вступать в равноправные отношения с разными людьми. У них нет возможности
для освоения разных социальных ролей, способов сотрудничества с разными людьми. В
результате этого затрудняется их бесконфликтное включение в социум. Принимая во
внимание многообразие социального заказа, который исходит из желания родителей и
возможности детей, при отсутствии необходимых видов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений по месту жительства, решение проблем обучения всех детей
должна взять на себя общеобразовательная школа. Такая школа должна быть обращена
лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития,
создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации.
Поэтому, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго
поколения, разработана программа коррекционной работы, предусматривает создание в
образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания, позволяющих
учитывать

особые

образовательные

потребности

детей

с

ЗПР

посредством

индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на
обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении
образовательной

программы основного

общего

образования. Рабочая

программа

составлена на основе авторских психологических программ «Я – подросток. Программа
уроков психологии», автора Микляева А. В., авторской программы «Уроки

психологического развития в средней школе (V-VI классы)» автора Локаловой Н.П.,
авторской программы «Развитие познавательных способностей учащихся» 5-8 классов для
общеобразовательных

учреждений

автора

Криволапова

Н.А.,

переработанной

с

требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
основного общего образования и типовых федеральных государственных программ по
развитию познавательных сфер школьников.
Нормативно-правовой и документальной основой программы коррекционной работы
с обучающимися общего образования являются:


Закон Российской Федерации «Об образовании»;



Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования;



СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного
процесса» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 № 189) раздел X.;



Типовое положение об образовательном учреждении от 31.03.1997 г. №32514-22;



О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №
220/11-13 от 20.02.1999);



Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО
РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от
28.03.2002);



Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной
программы начального общего образования (2009 г.);



О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от
18 апреля 2008 г.);



Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г.
N 124-ФЗ);



Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901 – 6 о психолого–медико–
педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения. Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года
N АФ – 150/06 о создании условий для получении образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидами.



Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 30 августа 2013 г N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам- образовательным программам начального и общего, основного и

среднего общего образования» Федеральный закон то 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Программа сформирована для контингента детей с ОВЗ, учащихся в МОУ СОШ
№ 4 им П.В.Лобанова пос. Верхнестепной
Цель

данной

программы

-

оказание

психолого-педагогической

помощи

обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной
программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоциональноволевой сферы обучающихся.
Задачи программы:

- диагностика,

формирование,

развитие,

совершенствование

и

коррекция

познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

- формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
- развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивнозащитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных
способностей).
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который
призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е.
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ЗПР, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в
данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям)

непрерывность помощи до

полного

решения

проблемы

или

определения подхода к её решению.

- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или)
психическом развитии.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения,
защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с
ЗПР в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.
Психолого-педагогические

и

организационные

условия

реализации

программы:

- реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным
маршрутом ученика;

- наличие оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии
отклоняющего развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности;

- учет особенностей развития каждого ребенка;
- предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций;

- создание условий по охране и укреплению здоровья детей;
- формирование мотивационной готовности к обучению;
- развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание,
восприятие, мышление, речь);

- развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения,
умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия;

- совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы;
- коррекция детско-родительских отношений.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
 положительное отношение к школе;
 принятие социальной роли ученика;
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
 способность к оценке своей учебной деятельности;
 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
 адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилиями, трудолюбием, старанием;
 этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

 готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий
интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
 начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата.
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. родителей и
других людей.
 контролировать своѐ поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
 выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
 использовать элементы причинно-следственного анализа;
 исследование несложных реальных связей и зависимостей;
 определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
 поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
 перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:
 оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
 определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
 конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Основными направлениями работы психологического сопровождения в
течение всего периода обучения являются.
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности
учащихся.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная

работа

(создание

единого

информационного

поля

школы,

ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение
школьных психолого-педагогического

консилиума,

больших

и

малых

педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации,
педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем
межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая

работа

(индивидуальные

и

групповые

занятия

с

учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР можно рассматривать как
комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и
родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны
специалистов разного профиля, действующих координировано.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ЗПР в
образовательном

учреждении

имеет

проведение

информационно-просветительской,

разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса
— учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их
родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с
которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не
квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
2. Изучение истории развития ребёнка. Подробный анализ собирает и анализирует врач.
Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка
(внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и
годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или

некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребёнок
(социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер
воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие).
3. Изучение работ ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
4. Непосредственное обследование ребёнка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса
представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического
развития детей.
6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке
сведения

и

данные

собственного

обследования,

выявляются

его

резервные

возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся
повторные обследования.
7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных
образовательных маршрутов психолого-педагогического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с
ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях
учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка
навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию
моторики и т.д.
Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, специалистами и родителями,
осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания
ребенку психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной
работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и
эмоциональных перегрузок.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени
его

интеграции

в

образовательную

среду,

решается

на

школьном

психолого-

педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и
возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных
представителей).

Для

детей

выстраивается

корреционно-развивающая

работа,

направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей
деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого;
переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие
облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.
Учащиеся, занимаются в общих классах по адаптированной образовательной
программе для таких детей — форма дифференциации образования, позволяющая решать
задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями

здоровья. В школе нет специально отдельно сформированных классов, которые
занимаются по адаптированной программе для детей с ЗПР.
Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на
протяжении всего курса и позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально
посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и
склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение,
способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение
следующих условий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных,
существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
-разделение

деятельность

на

отдельные

составные

части,

элементы,

операции,

позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ЗПР является организация
групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую
работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков.
Цель

коррекционно-развивающих

занятий

–

коррекция

недостатков

познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого
программного материала, занятия составляются по рекомендациям ТПМПК.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего
обучения:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений
и

нарушений

развития,

преодоление

трудностей

развития),

профилактических

(предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование,
обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.
Началу

коррекционной

работы

должен

предшествовать

этап

комплексного

диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность
трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании
этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза
развития (совместно с психологом). Реализация коррекционно-развивающей работы
требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и
деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль
позволяет

вовремя

вносить

коррективы

в

коррекционно-развивающую

работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной

работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается
необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Учет
индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в
пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна
создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий,
при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует
развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно
проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен
конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность
испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации
обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки
информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия
решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы
игры,

задания

и

упражнения

создавали

благоприятный,

эмоциональный

фон,

стимулировали положительные эмоции.
Во время индивидуальных занятий с учениками работает педагог-психолог.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и
развитию ребенка. Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей
личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на
ребёнка и представлена следующими принципами:

- развитие УУД с опорой на «зону ближайшего развития»;
- воздействие через эмоциональную сферу.
Психолог в процессе индивидуальных и групповых занятий для коррекции
когнитивной

сферы,

эмоционально-личностного

развития

ребёнка,

регуляции

собственных действий использует следующие приёмы: создание положительного
эмоционального фона, заслуженное поощрение, организующую помощь, наращивание
темпа деятельности на доступном материале, привитие навыков самоконтроля.
Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ЗПР
планируемых результатов освоения образовательной программы.
Цель

коррекционно-развивающих

занятий

–

коррекция

недостатков

познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого
программного материала, занятия составляются по рекомендациям ТПМПК.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

- создание условий для развития сохранных функций;

- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития; коррекция отклонений в развитии познавательной
и эмоционально-личностной сферы;

- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной
деятельности;

- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагогапсихолога.
Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития УУД у
детей с ЗПР. Определить результативность проведенной работы поможет мониторинг
развития УУД, который будет проведен в конце учебного года. Результаты исследования
помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная цель и были ли решены
поставленные задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в
программу, если это будет необходимо

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Программа рассчитана на учащихся 7-8 классов
7 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час
8 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час
Содержание программы
7 класс (34 часа на учебный год)
Знакомство. Рефлексия собственных личностных качеств, игры и упражнения,
направленные на снижение внутреннего напряжения. развитие внимания (переключение),
мышления (синтез, анализ через синтез).
Какие мы разные. Рефлексия чувств, развитие пространственных представлений.
Развитие мышления (гибкость, анализ через синтез). Игры и упражнения.
Я узнаю себя. Рефлексия личностных качеств. Развитие внутреннего плана действий.
Развитие мышления (абстрагирование, вербальный анализ). Игры и упражнения.
Я – ромашка. Рефлексия личностных качеств. развитие мышления (установление
закономерностей, гибкость). Игры и упражнения.
Что я чувствую. Рефлексия собственных чувств. Развитие мышления (установление
закономерностей, установление сходства, противоположности, различия).
Какие слова легче? Виды вербальных реакций. Развитие внимания (устойчивость),
мышления (гибкость), вербального мышления.
Делаем

вместе.

Развитие

внимания

(устойчивость

в

условиях

коллективной

деятельности), вербального мышления (определение понятий), умения различать разные
формы поведения. Игры и упражнения.
Сравниваем понятия. Развитие внутреннего плана действий, логического мышления
(установление отношений между понятиями), эмоциональной сферы. Игры и упражнения.
Творчество.

Развитие

воображения,

логического

мышления

(деление

понятий).

Рефлексия собственных личностных качеств. Игры и упражнения, направленные на
развитие воображения.
Суждения. Развитие воображения. Развитие логических форм вербального мышления
(определение видов суждений). Рефлексия личностных качеств. Определение вида
суждения. Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
Переворот фигур. Развитие пространственных представлений. Развитие мышления
(установление закономерностей). Развитие логических форм вербального мышления.
развитие перцептивно-эмоциональной сферы.

Учимся рассуждать. Развитие внимания, логических форм вербального мышления.
Тренинг поведения в конфликтных ситуациях. Игры и упражнения, направленные на
развитие внимания.

8

класс (34 часа на учебный год)

Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие
правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального
комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Определение
уровня интеллектуального и личностного развития учащихся в начале и конце учебного года.
Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам
которого даются рекомендации педагогами и родителям.
Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы. Формирование учебной и
познавательной мотивации, снятие тревожности. Развитие чувства ответственности за принятое
решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами
самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности путём обращения к
проектным формам и обратной связи. Формирование адекватной самооценки. Развитие
социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другому человеку.
Раздел 2. Развитие познавательной сферы. Развитие различных видов памяти: слуховой,
зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения
и концентрации внимания. Развитие внимания в условиях индивидуальной и коллективной
деятельности. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование,
установление закономерностей. Развитие словесно- логического мышления, построения
умозаключений по аналогии
Раздел

3.

Развитие

профессионального

самоопределения.

В

чем

состоит

индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Знакомство с
миром профессий, их видами и типами. Составление карты выбора профессии. Знакомство с
формулой профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Соотнесение интересов,
склонностей и способностей с требованиями профессий.
Итоговое занятие. Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая
диагностика уровня интеллектуального и личностного развития учащихся.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (7 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю.
Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5
мин. игровое взаимодействие).
№

Тема

Содержание

1

Вводное занятие

Знакомство, установление правил.

2

Стартовая диагностика

3

Стартовая диагностика

4

Формирование
Мотивации учебной

5

Формирование
Мотивации учебной

6

Формирование
мотивации учебной

7

Мои эмоции

8

Мои эмоции

9

Эмоциональный словарь

Стартовая диагностика
интеллектуальной и эмоциональноволевой сфер.
Стартовая
диагностика
интеллектуальной и эмоциональноволевой сфер.
Оценивать свой личный социальный
опыт, применять его для решения
познавательных задач. Ставить
перед собой задачу по поиску
недостающих способов действий.
Оценивать свой личный социальный
опыт, применять его для решения
познавательных задач.
Ставить
перед собой задачу по поиску
недостающих способов действий.
Оценивать свой личный социальный
опыт, применять его для решения
познавательных задач.
Ставить
перед собой задачу по поиску
недостающих способов действий.
Анализировать,
формулировать
простые выводы. Осуществлять
оценку собственных психических
реакций и действий, оценивать
значимость социальной информации
о психологических типах людей для
эффективного социального
поведения
Анализировать,
формулировать
простые выводы. Осуществлять
оценку собственных психических
реакций и действий, оценивать
значимость социальной информации
о психологических типах людей для
Эффективного
социального
поведения
Использовать
социальную
информацию, осуществлять миниисследование, работать с интернет -

План

Сроки
проведения
Факт

10

Чувства
«полезные»
«вредные».

источниками. контролировать
действия. Оценивать
исвои
учебные
Анализировать,
и
формулировать
простые
выводы.
Различать
социально
приемлемое
и
неприемлемое
поведение.
Приводить примеры культурной
обусловленности социальных норм.
Самостоятельно решать типичные
жизненные задачи;

11 Нужно ли
управлять
своими эмоциями?

Решать
типичные
жизненные
задачи;
извлекать
социальную
информацию из художественного
текста. Познакомиться и применять
методы саморегуляции.

12 Нужно ли управлять
своими эмоциями?

Решать
типичные
жизненные
задачи;
извлекать
социальную
информацию из художественного
текста. Познакомиться и применять
методы саморегуляции.

13

Что такое страх?

Оценивать личный социальный
опыт, применять его для решения
возникших проблем. Рисовать свои
страхи и превращать в смешные
рисунки.
Применять
методы
саморегуляции.

14

Развитие внимания

Осознать
особенности
своего
внимания и значимость внимания
для человека. Развить рефлексивные
способности. Работать со схемами,
таблицами.

15

Развитие внимания

Осознать
особенности
своего
внимания и значимость внимания
для человека. Развить рефлексивные
способности. Работать со схемами,
таблицами.

16

Развитие внимания

Осознать
особенности
своего
внимания и значимость внимания
для человека. Развить рефлексивные
способности. Работать со схемами,
таблицами.

17

Развитие внимания

Осознать
особенности
своего
внимания и значимость внимания
для человека. Развить рефлексивные
способности. Работать со схемами,
таблицами.

18

Развитие памяти

Осознать особенности своей памяти.
Развить рефлексивные способности.
Работать со схемами, таблицами.
Освоить приемы запоминания.

19

Развитие памяти

Осознать особенности своей памяти.
Развить рефлексивные способности.
Работать со схемами, таблицами.
Освоить приемы запоминания.

20

Развитие памяти

21

Развитие памяти

Осознать
особенности
своей
памяти. Развить
рефлексивные
способности. Работать со схемами,
таблицами.
Освоить приемы запоминания.
Осознать
особенности
своей
памяти. Развить
рефлексивные
способности. Работать со схемами,
таблицами.
Освоить приемы запоминания.

22

Развитие
мышления

логического

Проводить анализ объектов с
выделением
существенных
и
несущественных признаков, синтез
как составление целого из частей
умение читать графический язык,
работать со схемами, таблицами,
графиками, моделями.

23

Развитие
мышления

логического

24

Установление
закономерностей

25

Установление
закономерностей

26

Развитие
словеснологического мышления.

27

Развитие
словеснологического мышления.

Проводить анализ объектов с
выделением
существенных
и
несущественных признаков, синтез
как составление целого из частей
умение читать графический язык,
работать со схемами, таблицами,
графиками, моделями.
Проводить анализ объектов с
выделением
существенных
и
несущественных признаков, синтез
как составление целого из частей;
сравнение и классификация по
существенным признакам;
Проводить анализ объектов с
выделением
существенных
и
несущественных признаков, синтез
как составление целого из частей;
сравнение и классификация по
существенным признакам;
Читать графический язык, работать
со схемами, таблицами, графиками,
моделями.
Реконструировать
известные и создавать новые
объекты.
Читать графический язык, работать
со схемами, таблицами, графиками,
моделями.
Реконструировать
известные и создавать новые
объекты.

28

Развитие
словеснологического мышления.

Читать графический язык, работать
со схемами, таблицами, графиками,
моделями.Реконструировать
известные и создавать новые
объекты.
Оценивать
свой
личный
и
социальный опыт, применять его для
решения
познавательных задач,
Оценивать себя и своѐ поведение.
Давать
нравственную
оценку
явлениям
социальной
Оценивать
свой
личный
и
социальный опыт, применять его
для решения познавательных задач.
Оценивать себя и своѐ поведение.

29

«Я - образ»

30

Индивидуальность и
неповторимость личности.

31

Знакомство с миром
профессий, их видами и
типами.

Знакомство
с
классификацией
профессий, с различными видами
труда, перечнем трудовых действий
и качеств личности, как основами
выбора профессии.

32

Составление карты выбора
профессии.

33

Знакомство с формулой
профессии.

Исследовать через самодиагностику
свойства личности: способности,
интересы и склонности, характер,
темперамент,
тип
интеллекта.
Соотнесение
полученных
результатов с профессиональным
выбором.
Знакомство с профессионально
важными качествами личности.
Соотносить ПВК с конкретными
профессиями.
Определить
«формулу» будущей профессии

34

Соотнесение интересов,
склонностей и
способностей с
требованиями профессий.

Соотносить свои индивидуальные
особенности
с
требованиями
конкретной профессии.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (8 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю.
Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5
мин. игровое взаимодействие).
№

Те
ма

Содержание

1

Вводное занятие

Знакомство, установление правил.

2

Стартовая диагностика

3

Стартовая диагностика

4

Формирование
учебной мотивации

5

Формирование
учебной мотивации

6

Развитие
чувства
ответственности
запринятое
решение

7

Формирование навыков
построения внутреннего
плана действий,
овладениеприемами
самоконтроля и
саморегуляции.

8

Формирование навыков
построения внутреннего
плана действий,
овладениеприемами
самоконтроля и
саморегуляции.

9

Развитие рефлексивной

Стартовая
диагностика
интеллектуальной и эмоциональноволевой сфер.
Стартовая
диагностика
интеллектуальной и эмоциональноволевой сфер.
Оценивать
свой
личный
социальный опыт, применять его
для решения познавательных задач.
Ставить перед собой задачу по
поиску недостающих способов
действий.
Оценивать
свой
личный
социальный опыт, применять его
для решения познавательных задач.
Ставить перед собой задачу по
поиску недостающих способов
действий.
Анализировать,
формулировать
простые выводы. Осуществлять
оценку собственных психических
реакций и действий. Соотносить
индивидуальные и общественные
ценности
Использовать
социальную
информацию, осуществлять миниисследование.
Озвучивать
и
прописывать
внутренний
план
действий. Составлять план проект.
Развитие социального интеллекта и
навыков внимательного отношения
к другому человеку.
Использовать
социальную
информацию, осуществлять миниисследование.
Озвучивать
и
прописывать
внутренний
план
действий. Составлять план проект.
Развитие социального интеллекта и
навыков внимательного отношения
к другому человеку.
Анализировать,
формулировать

Сроки
проведения
План
Факт

деятельности.

выводы. Вносить коррективы в план
проекта.
Давать
оценку
своей
деятельность,
воспринимать
конструктивную критику.
Анализировать,
формулировать
выводы. Вносить коррективы в план
проекта.
Давать
оценку
своей
деятельность,
воспринимать
конструктивную критику.
Различать социально приемлемое и
неприемлемое поведение,исследовать
правомерность собственного
социальногоповедения, приводить
примеры культурной обусловленности
социальных норм;

10

Развитие
рефлексивной
деятельности.

11

Формирование
адекватной самооценки.

12

Формирование
адекватной самооценки.

Различать социально приемлемое и
неприемлемое поведение,исследовать
правомерность собственного
социальногоповедения, приводить
примеры культурной
обусловленности социальных норм;

13

Развитие
социального
поведения

Оценивать личный социальныйопыт,
применять его для решениявозникших
проблем. Распознавать эмоции,
определять их происхождение ироль,
генерировать и управлять ими.

14

Развитие
произвольного
внимания

15

Развитие
устойчивости и
концентрации
внимания

16

Развитие
устойчивости и
концентрации
внимания

17

Развитие
распределения,
переключения
внимания.
Развитие
распределения,
переключения
внимания.
Развитие
слуховой,
зрительной
памяти

Осознание
особенностей
своего
внимания и значимости внимания для
человека. Работать со схемами,
таблицами.
Осознание
особенностей
своего
внимания и значимости внимания для
человека. Работать со схемами,
таблицами. Знакомство с приёмами
повышения концентрации внимания
Осознание
особенностей
своего
внимания и значимости внимания
для человека. Работать со схемами,
таблицами. Знакомство с приёмами
повышения концентрации внимания
Осознание
особенностей
своего
внимания и значимости внимания
для человека.
Работать со схемами, таблицами.
Осознание
особенностей
своего
внимания и значимости внимания
для человека.
Работать со схемами, таблицами.
Осознание
особенностей
своей
памяти. Работать со схемами,
таблицами. Освоить приемы
запоминания.

18

19

20

21

Развитие
слуховой,
зрительной
памяти
Развитие
вербальнойпамяти.

22

Развитие
вербальнойпамяти.

23

Развитие
логического
мышления.

24

Развитие
логического
мышления.

25

Установление
закономерносте
й

26

Установление
закономерносте
й

27

Развитие словеснологического
мышления

28

Развитие словеснологического
мышления

29

Развитие словеснологического
мышления

Осознание
особенностей
своей
памяти. Работать со схемами,
таблицами. Освоить приемы
запоминания.
Рационально
организовывать
и
контролировать
свою
работу.
Применять
приёмы
запоминания.
Разбивать материал
на
информационные куски.
Рационально
организовывать
и
контролировать
свою
работу.
Применять приёмы запоминания.
Разбивать
материал
на
информационные куски.
Проводить
анализ
объектов
с
выделением
существенных
и
несущественных признаков, синтез как
составление целого из частей умение
читать графический язык, работать со
схемами,
таблицами,
графиками,
моделями. Реконструировать известные
и создавать новые объекты
Проводить
анализ
объектов
с
выделением
существенных
и
несущественных признаков, синтез как
составление целого из частей умение
читать графический язык, работать со
схемами,
таблицами,
графиками,
моделями.
Реконструировать известные и
создавать новые объекты
Читать графический язык, работать со
схемами,
таблицами,
графиками,
моделями. Реконструировать известные
и создавать новые
объекты.
Читать графический язык, работать со
схемами,
таблицами,
графиками,
моделями. Реконструировать известные
и создавать новые
объекты.
Читать графический язык, работать со
схемами,
таблицами,
графиками,
моделями. Реконструировать известные
и создавать новые
объекты.
Читать графический язык, работать со
схемами,
таблицами,
графиками,
моделями. Реконструировать
известные и создавать новые объекты.
Читать графический язык, работатьсо
схемами, таблицами, графиками,
моделями. Реконструировать

30

Индивидуальность и
неповторимость
личности.

31

Знакомство с миром
профессий, их видами
итипами.

32

Составление карты
выборапрофессии.

33

Знакомство с
формулой профессии.

34

Соотнесение
интересов,
склонностей и
способностей с
требованиями
профессий.

известные и создавать новые
объекты.
Оценивать
свой
личный
и
социальный опыт, применять его для
решения познавательных задач.
Оценивать себя и своѐ поведение.
Знакомство
с
классификацией
профессий, с различными видами
труда, перечнем трудовых действий и
качеств личности, как основами
выбора профессии.
Исследовать через самодиагностику
свойства личности: способности,
интересы и склонности, характер,
темперамент,
тип
интеллекта.
Соотнесение
полученных
результатов с профессиональным
выбором.
Знакомство
с
профессионально
важными
качествами
личности.
Соотносить ПВК с конкретными
профессиями.
Определить
«формулу» будущей профессии
Соотносить свои индивидуальные
особенности
с
требованиями
конкретной профессии.

Литература используемая при составлении программы
1. Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.
2. Бабкина Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей
с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6.
3. Бабкина Н. В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий
развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. —
1999. — № 1. 5.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей:
Пособие для учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения /
Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.
4. Вачков И. В. Психология для малышей или сказка о самой душевной науке.М.:»Педагогика-Пресс» 2000г.
5. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в
развитии. — М., 1973.
6. Зак А. З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.:
ИНТЕРПРАКС, 1994.
7. Клюева

Н.В.

Касаткина

Ю.В.

Учим

детей

общению.

Характер,

Коммуникабельности. Пособие для родителей и педагогов.
8. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 2000.
9. Развивающие игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 2001.
10. Рогов Е.И. Настольная книга практического

психолога в образовании. - М.:

ВЛАДОС, 1995.
11. Платонов К. К. Занимательная психология. СпПб.: Питер, 2007. – 284с.
12. Романчук О. И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми
потребностями и тех, кто идет рядом. М.: Генезис, 2010.
13. Сковронская Л. В. Родительский класс, или Практическое руководство для
сомневающихся родителей. М.: Генезис, 2014
14. Тихомирова Л. Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. —
Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
15. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Пособие для
родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2003г.
16. Улъенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.:
Педагогика, 1990.
17. Шевченко

С.

Г.

Коррекционно-развиваюшее

обучение:

Организационно-

педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционноразвивающего обучения. - М.: ВЛАДОС, 1999.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».